$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ТОЧЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ©

04.02.2014

индивидуального подхода

Госкомимущество Беларуси внесло в правительство план по приватизации 86 хозяйственных обществ. Балансовая стоимость предлагаемых для продажи активов составляет сумму 2 млрд. USD, хотя их рыночную оценку еще только предстоит сделать. В последние годы планы приватизации неизменно срывались. Однако теперь вроде бы отступать некуда: доходы от приватизации заложены в бюджет 2014 года, и их недобор может серьезно отразиться на исполнении долговых обязательств страны.

Как известно, планом совместных действий по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 10.10.2013 № 895/15, Госкомимуществу и Минэкономики было поручено выработать секторальный подход к приватизации имущества и систематизировать предложения о его продаже в 2014–2016 гг. (с учетом категории имущества, потенциальных групп инвесторов, сроков и механизмов приватизации, ответственных лиц), в первую очередь в отношении устойчиво неплатежеспособных предприятий, малых предприятий, предприятий с долей государства менее 25% и менее 50%. Кроме того, запланирована организация и проведение конкурса по приватизации объектов государственной собственности стратегическими инвесторами в 2014 г. на сумму до 4,5 млрд. USD и внесение предложений главе государства по их результатам, передача Госкомимуществу права на реализацию неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества по заявительному принципу на основании сформированного перечня по рыночной стоимости, а также продажа неконкурентоспособных, устойчиво неплатежеспособных организаций как имущественных комплексов за 1 базовую величину. Однако, чтобы реализовать эти намерения, властям придется преодолеть ими же самими созданные препятствия.

Сегодня сами же чиновники едва ли не с ностальгией вспоминают План преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества на 2011–2013 гг., утв. постановлением Совмина от 21.03.2011 № 348, которым изначально была предусмотрена приватизация 245 предприятий, а также преобразование 100 республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Заметим, что в октябре 2011 г. план акционирования был расширен до 134, а год спустя вообще упразднен. Взамен был провозглашен принцип «точечной» приватизации с выработкой индивидуального подхода по каждому предприятию.

В результате в прошлом году были акционированы 57 республиканских унитарных предприятий, включенных в план преобразования, на базе которых создано 51 ОАО. Среди них такие крупные предприятия как «Минский тракторный завод», «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш», «Минский электротехнический завод имени В.И.Козлова», «Национальная авиакомпания «Белавиа», «Минск Кристалл» и другие. Также преобразованы в ОАО 160 предприятий, находящихся в областной, районной (городской) коммунальной собственности, из них 49 предприятий в 2013 г. Это позволило Госкомимуществу отчитаться о выполнении плана преобразования как республиканских унитарных, так и коммунальных предприятий в ОАО на 2011–2013 гг. В придачу в этот период на торгах были реализованы 8 коммунальных унитарных предприятий как имущественных комплексов, из них одно в 2012 г. продано на аукционе (КУП «Барановичская станция автотехобслуживания»), 6 продано по конкурсу, в т.ч. одно в 2011 г., 3 — в 2012-м и 2 — в 2013-м.

Кроме того, одно предприятие (КУП «Вёска-Эмульбит») продано в 2012 г. по решению главы государства. Ранее сообщалось, что в план преобразования республиканских унитарных предприятий в ОАО на 2014–2016 годы республиканскими органами государственного управления предложено включить 40 предприятий.

«Самый успешный год в этом плане у нас был 2011-й, но вмешались министры и губернаторы, сказали, что надо менять. Тогда поменяли законодательство, отменили плановость приватизации, начали менять методологию», — признал на коллегии Госкомимущества председатель комитета Георгий Кузнецов. Он припомнил, что тогда «был обнародован список предприятий, которые могут быть проданы, и если кто-то из инвесторов обращался, мы начинали готовить продажу, проводить оценку и так далее. Но процедура согласования занимала до 2 лет». Г.Кузнецов признал, что до Президента дошли предложения лишь по единичным предприятиям. Возникли и другие препятствия. Так, «в процессе согласования даже стали поступать замечания, связанные с кадастровой стоимостью земельных участков, как будто мы не акции предприятий продаем, а земельный участок, — пожаловался глава ГКИ. — Из-за долгой процедуры инвесторы стали отказываться». В свою очередь, первый заместитель председателя ГКИ Сергей Пятков сообщил, что ряд проектов решений по приватизации не поддержаны Администрацией Президента, правительством, Комитетом госконтроля. Одной из главных причин отклонения предложений назван формальный подход отраслевых министерств и концернов к процессу приватизации в целом, а также к проработке условий и способов приватизации. Также Госкомимуществом было рекомендовано пакеты акций АО в размере более 50% предлагать для продажи по конкурсу. Однако акции 36 таких обществ были предложены для продажи Минтрансом, Минпромом, Минэнерго и другими министерствами на аукционах. «При изучении Госкомимуществом данных вопросов было выяснено, что предприятиям инвестиции нужны и необходимы как воздух, — отметил С.Пятков. — Значит, продаваться они должны были по конкурсу с определенными условиями, а не на аукционе. Кроме того, зачастую руководство и сотрудники акционерных обществ даже не были проинформированы о возможной продаже акций предприятий».

В таких условиях вряд ли приходится удивляться, что интерес к «засидевшимся в невестах» белорусским предприятиям падает. Далеко не всем подходят условия продажи, сопровождающиеся, помимо не всегда реальной цены, довольно обременительными дополнительными условиями по вложению средств в развитие предприятия, сохранению рабочих мест, обеспечению снабжения и сбыта. К тому же не располагает к покупке монополия государства на оценку принадлежащих ему активов, вмешательство чиновников в вопросы корпоративного управления и угроза усиления владельческого надзора под предлогом защиты интересов миноритарных акционеров.

Оценивая итоги прошлогодней приватизации, глава ГКИ признал, что «похвастаться нечем»: приватизировано 3 государственных унитарных предприятия как имущественных комплекса на сумму 5,8 млрд. Br и проданы принадлежащие государству пакеты акций 15 хозобществ на 766,9 млрд. Br. По подготовленным и внесенным в правительство в прошлом году 7 проектам по продаже республиканских пакетов акций приняты только 2 распоряжения — по банку ВТБ и ОАО «Кохановский экскаваторный завод». Договор купли-продажи пакета государственных акций ОАО «БЕЛГИПС» российскому ООО «Корпорация «Волма», был подписан уже в январе 2014 г.

Итак, результат приватизации 2013 г. весьма скромный. Возможно, улучшить его помогут пункты совместного плана, предусматривающие внесение изменений в порядок поступления в республиканский бюджет средств от продажи государственных пакетов акций и государственного имущества с резервированием части средств для финансирования подготовки объектов к приватизации, а также введение ответственности должностных лиц за затягивание принятия решений в отношении распоряжения госимуществом, необоснованный отказ в согласовании нормативных правовых актов. Правда, проекты соответствующих указов и постановлений правительства должны были быть подготовлены еще в декабре прошлого года. Если же их появление затянется, то вряд ли появятся стимулы у чиновников, успевших в последние годы уверится в том, что приватизация отнюдь не числится среди приоритетов государственной экономической политики.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях