$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Логистика

ТЛЦ ЛЮБЯТ СЧЁТ, А ИНВЕСТОРЫ — ВЫГОДУ

16.04.2010

В правительстве недовольны выполнением программы развития логистической системы в Республике Беларусь на период до 2015 г. (утв. постановлением Совмина от 29.08.2008 № 1249). Из 18 транспортно-логистических центров (ТЛЦ), создание которых предусмотрено программой, большинство проектов в лучшем случае находится на стадии разработки проектно-сметной документации, ее согласования, экспертизы и т.д. Для подсчета уже реализуемых «на земле» достаточно пальцев одной руки.

На недавнем заседании межведомственной комиссии под руководством вице-премьера Андрея Кобякова облисполкомам и заинтересованным ведомствам вновь поручено активизировать работу. Они должны ежемесячно проводить с инвесторами «разбор полетов», при необходимости обращаясь для решения проблемных вопросов непосредственно в Совмин. Кроме того, Минтрансу дано задание глубже проработать возможность использования международных аэропортов республики для развития логистической системы.

Предполагается, что результаты выполнения программы будут суммированы не ранее октября, когда пройдет Международная специализированная выставка «Транспорт и логистика – 2010».

Между тем немало специалистов, не отрицая необходимость самой госпрограммы, ставят под сомнение как сроки ее реализации, так и востребованность запланированных к строительству объектов.

«Просто соорудив множество складов с табличками «логистический центр», мы ничего не выиграем, — отметил в беседе с корреспондентом «ЭГ» руководитель направления логистики компании Apply Logistic Дмитрий Черноморец. — Прежде надо просчитать, что и где нам нужно. Например, в Беларуси не хватает складов для дистрибьюции товаров FMCG (повседневного спроса). Причем их достаточно расположить в одной точке, например, в Минске, откуда «плечо доставки» в любой населенный пункт страны не превышает 6–8 часов. Дополнительная же региональная перевалка только приведет к удорожанию товаров».

Пока, по его мнению, белорусская складская инфраструктура выглядит бледной тенью на фоне созданной в Польше и Литве. Проблема прежде всего в качестве и функциональности предложений отечественного рынка. Из порядка 2,3 млн. м2 складских помещений подавляющее большинство относится к классу «C» и ни одного модуля к классу «А».

Директор по маркетингу компании «Кейсон» (Беларусь) Сергей Слесарев считает, что необходимо очень внимательно проводить анализ и оценку возможностей площадок, которые предлагаются потенциальным инвесторам для реализации транспортно-логистических проектов: «Наверное, имеет смысл подготовить отдельную презентацию для каждой такой площадки с описанием тех возможностей и того потенциала, которыми они обладают».

«Очень важным аспектом является то, какие грузопотоки генерируются в месте предполагаемого строительства и какая инфраструктура имеется там уже сегодня», — убежден С.Слесарев. Удачным, по его мнению, является ТЛЦ «Прилесье», создаваемый на пересечении трансъевропейских транспортных коридоров № 2 (Запад-Восток) и № 9 (Север-Юг) вблизи Национального аэропорта «Минск». Такое сочетание транспортных перекрестков и инфраструктуры оптимально.

По его мнению, республике уже в ближайшей перспективе по силам конкурировать с соседними странами на рынке транспортно-логистических услуг: «Возможно, белорусская программа развития логистической системы до 2015 г. пока не принесла фантастических результатов. Но и в России, и в Литве, и в Украине с 2008 г. из-за кризиса приостановлены масштабные логистические проекты. И, как показывает опыт ТЛЦ «Прилесье», на этом фоне инвесторы готовы выбирать именно нашу страну. Чтобы и дальше привлекать инвесторов в сферу логистики, надо обязательно учитывать требования, которые предъявляются компаниями из Евросоюза».

При этом С.Слесарев отметил, что важно не только быстро построить логистическую инфраструктуру, но и предложить наиболее комфортные условия работы. Выбор инвесторов зависит от суммы факторов, в т.ч. благоприятной законодательной базы, налогообложения, нюансов таможенного оформления, транспортного сервиса, стоимости и качества складов и т.д. И здесь стоит проанализировать, что сегодня привлекает компании обрабатывать свои грузы в той же Литве или Польше.

К примеру, Литва, как и Беларусь, старается активно привлекать инвестиции в логистику, и также позиционирует себя в качестве «моста» между Западом и Востоком. В настоящий момент Вильнюс выигрывает за счет ряда факторов: морского порта, наличия ранее созданных ТЛЦ, большого количества опытных специалистов в области логистики, а также естественного преимущества работы в единых границах Евросоюза. В развитии крупных логистических комплексов Литва делает ставку на т.н. «общественные центры логистики» (ОЦЛ). Были выбраны три площадки (в Вильнюсе, Клайпеде и Каунасе), и государство, используя в т.ч. фонды ЕС, берет на себя обязательства по созданию необходимой инфраструктуры (т.е. формирует территорию, строит подъездные ж/д, автомобильные дороги и коммуникации).

Однако после создания Таможенного союза Минск может оттянуть «одеяло» на себя. Не случайно прибалтийские бизнесмены уже сейчас активно зондируют почву на предмет подключения к белорусским логистическим проектам.

«Если Таможенный союз будет выполнять те функции, которые на него возлагаются, а также удастся быстро создать необходимую инфраструктуру, нам по силам переориентировать на Беларусь часть грузопотока, который сегодня обрабатывается в ТЛЦ Прибалтики», — убежден эксперт.

Главное — взяться за нужный край «одеяла» и вовремя потянуть.

ПОДСНЕЖНИКИ

Напомним, в 2009 г. началось строительство дистрибьюционно-логистического центра в п. Обчак (Минский р-н) площадью 7 га и стоимостью 5,5 млн. USD. Инвестор ИП «БЛТ-Логистик» планирует ввести его в эксплуатацию к концу 2011 г.

С декабря ведутся подготовительные работы на площадке ТЛЦ «Прилесье» (9 км от МКАД на пересечении автомагистралей М-1 и М-4). Причем этот проект, реализуемый иранской компанией «Кayson», пожалуй, один из самых масштабных как по объему инвестиций (около 160 млн.USD), так и по площади (около 100 га) не только в нашей стране, но и в других государствах Центральной и Восточной Европы. Первую очередь ТЛЦ — три модуля по 11 тыс. м2 для сухих товаров планируют сдать уже к маю следующего года, а весь проект будет реализован не позже 2014 г.

К строительству ТЛЦ на 18-м километре автодороги Минск – Дзержинск приступил РУП «Белтаможсервис» (8,98 га, 25 млн. USD). Ввод этого объекта запланирован на 2012 г.

Обозначились контуры многофункционального логистического парка в районе Национального аэропорта «Минск», который создается с участием бельгийской компании Antwerpse Ontwikkelings en Investeringsmaatshapij. Суммарный объем инвестиций в проект, реализация которого рассчитана на 2010–2021 гг., составит не менее 288,6 млн. EUR. В конце марта Минским облисполкомом принято решение о выделении под ТЛЦ земельного участка в 78,7 га. Инвестор подготовил пошаговый план реализации проекта, который будет рассмотрен в Миноблисполкоме и на одном из ближайших заседаний рабочей группы Минтранса, сообщил консультант управления развития транспортных систем, транспортной логистики и инвестирования Минтранса Василий Евсей.

По его словам, на различных стадиях выполнения находится еще ряд проектов. В частности, готовится к подписанию договор с латвийской компанией Logistik Partneri LTD о создании на базе ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» международного мультимодального логистического центра «Орша» (объем инвестиций по бизнес-плану не менее 14,7 млн. USD). Вскоре должна пройти очередная встреча с представителями чешской компании Doprava, проявившей заинтересованность к строительству ТЛЦ в районе ж/д станции «Брест-Северный».