Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
09.01.2004 27 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТИПОВОЙ ПЛАН СЧЕТОВ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

В связи с переходом с 1 января с. г. на новый План счетов редакция газеты 23 декабря 2003г. провела прямую линию. На вопросы читателей отвечали: Владимир ВАНКЕВИЧ, начальник управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов, и Александр ЛАПИН, начальник отдела совершенствования методологии бухгалтерского учета и отчетности этого же управления.

В связи с переходом с 1 января с. г. на новый План счетов редакция газеты 23 декабря 2003г. провела прямую линию. На вопросы читателей отвечали: Владимир ВАНКЕВИЧ, начальник управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов, и Александр ЛАПИН, начальник отдела совершенствования методологии бухгалтерского учета и отчетности этого же управления.

Субсчета

Обязательно ли открывать к счетам 90 "Реализация", 91 "Операционные доходы и расходы", 92 "Внереализационные доходы и расходы" субсчета, приведенные в Инструкции по применению Плана счетов?

Обязательно ли открывать субсчета к счетам 66, 67, 68 или учет можно вести без открытия субсчетов?

Имеет ли право сельхозпредприятие, вводя субсчета к счету 10 "Материалы", изменить их наименование? Например, субсчету 9, который в Типовом плане счетов значится как "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", присвоить наименование "Семена", а инвентарь и хозяйственные принадлежности отражать на субсчете 12 и т.д.

В новом Плане счетов есть субсчет 20-2 "Сельскохозяйственное производство" без разбивки на подотрасли и сч.25 "Общепроизводственные расходы" с субсчетами "Общецеховые расходы" и "Содержание и эксплуатация оборудования". Можно ли на сч.20 выделить субсчета "Растениеводство", "Животноводство", а на сч.25 -- "Общепроизводственные расходы по растениеводству", "Общепроизводственные расходы по животноводству", как это предусматривалось Планом счетов 1992г.?

Согласно Инструкции по применению Типового плана счетов субсчета, предусмотренные в счетном плане, используются организацией исходя из требований управления (анализа, контроля, отчетности). Их можно исключать и объединять, вводить дополнительные, уточнять содержание. Перечень субсчетов определяется организацией самостоятельно в рабочем плане счетов. Например, для накопления данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках, вместо предусмотренных Планом счетов к сч.91 можно открыть следующие субсчета: "Проценты к получению", "Проценты к уплате", "Доходы от участия в других организациях", "Прочие операционные доходы", "Прочие операционные расходы". Промышленные организации могут открыть к сч.90 субсчета "Производственная себестоимость реализации", "Коммерческие расходы", "Управленческие расходы". В свою очередь сельскохозяйственные предприятия вправе к сч. 20 открыть, например, субсчета 20-21 "Растениеводство", 20-22 "Животноводство" и т.д.

А вот что касается дополнительных синтетических счетов, то их введение возможно только по согласованию с Минфином.

Фонды и резервы

В новом Плане счетов появились новые счета для учета резервов. Где какие резервы нужно будет учитывать?

Резервы под расходы на предстоящую оплату отпусков (включая отчисления на социальное страхование); предстоящие затраты на ремонт основных средств и иного имущества, производственных затрат на подготовительные работы в сезонных отраслях промышленности; на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; на гарантийный ремонт, гарантийное обслуживание и предпродажную подготовку и прочие следует отражать на сч.96 "Резервы предстоящих расходов". Однако если целью резерва, создаваемого в связи с каким-либо фактом хозяйственной жизни, является уточнение величины (оценки) какого-то актива или обязательства, то его формирование следует показывать на счете, используемом для учета соответствующего оценочного резерва (сч.14 или сч.59).

Как нужно отражать в 2004г. операции по формированию резервного фонда общества с ограниченной ответственностью?

ООО может создавать резервный фонд в порядке и размерах, предусмотренных уставом. В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов при формировании резервного фонда в учете корреспондируют:

д-т сч. 99 "Прибыли и убытки" -- к-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" -- списана сумма прибыли по итогам отчетного года;

д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" -- к-т сч. 82 "Резервный фонд" -- произведены отчисления в резервный фонд из прибыли.

Организация имеет два обособленных подразделения (филиала) со своими балансами и расчетными счетами. Было принято решение об увеличении уставного фонда в январе 2004г. за счет добавочных фондов филиалов. Каким образом добавочный фонд подразделений перенести в уставный фонд головной организации?

В соответствии с п.2 ст.51 ГК филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

Таким образом, несмотря на наличие собственного баланса и расчетного счета, филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами, они неотъемлемая часть создавшего их юридического лица. На этом основании филиалы не могут иметь собственного добавочного фонда. Их данный фонд является составной частью добавочного фонда всей организации, а потому не требует какого-либо специального переноса в случае принятия решения об увеличении уставного фонда головной организации за счет добавочных фондов филиалов.

При направлении средств на увеличение уставного фонда суммы, отнесенные в кредит сч. 83 "Добавочный фонд", списываются в корреспонденции со сч. 75 "Расчеты с учредителями" либо сч. 80 "Уставный фонд".

Целевое финансирование

В соответствии с договором, заключенным с Фондом занятости населения, предприятию были предоставлены на безвозвратной основе целевые денежные средства фонда на создание рабочих мест. Согласно утвержденной смете эти средства направили на покупку технологического оборудования и запчастей к нему, на строительно-монтажные работы, на расходы по монтажу и наладке оборудования и на стоимость материалов на начальный период для создания рабочих мест. Как следует отражать получение данных сумм и дальнейшее их использование по назначению?

Создание рабочих мест финансируется строго по определенным статьям сметы затрат, таким как оборудование; вспомогательные материалы, оснастка, запчасти; сырье и материалы; установка, монтаж (демонтаж) и наладка оборудования, приобретаемого в соответствии с данной сметой; строительно-монтажные работы, в том числе реконструкция производственных помещений; оговорены условия возврата целевых денежных средств на счет целевого финансирования в случае их использования не по назначению.

Использование полученных средств по целевому назначению отражается по дебету сч.86 "Целевое финансирование" и кредиту сч.98 "Доходы будущих периодов" с последующим признанием в качестве внереализационных доходов отчетного периода по мере осуществления расходов (списания материалов на счет учета капвложений, начисления амортизации по введенному в эксплуатацию оборудованию и т. п.). Финансовая помощь, полученная на безвозвратной основе из средств Фонда занятости на создание рабочих мест, для целей налогообложения учитываться не должна.

Хозрасчетная организация жилищно-коммунального хозяйства просит разъяснить, на каком счете нужно учитывать средства, выделенные из городского бюджета на финансирование работ по благоустройству города?

Согласно Инструкции по применению Типового плана счетов для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и других предназначен сч.86 "Целевое финансирование".

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту сч.86 с дебета сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Использование сумм показывается по дебету сч.86 в корреспонденции со счетами: 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" -- при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 83 "Добавочный фонд" -- при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; 98 "Доходы будущих периодов" -- при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

Торговля

В организации оптовой торговли выявлена недостача. Ущерб взыскан с виновного работника. Как отразить это событие в бухучете?

При выявлении фактов порчи имущества организации обязательно следует провести инвентаризацию (ст.12 Закона "О бухгалтерском учете и отчетности"). В ходе ее проведения проверяется и документально подтверждается наличие, состояние и оценка имущества. Результаты инвентаризации оформляются документами по формам, утвержденным Минфином.

У коммерческих организаций недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли включается в себестоимость продукции (работ, услуг), сверх норм -- погашается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то суммы недостачи и порчи имущества списываются на финансовые результаты. Взыскание ущерба с виновного лица отражается в бухучете следующими записями:

д-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" -- к-т сч. 41 "Товары" -- списывается себестоимость испорченного (утраченного) товара;

д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" субсч.2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" -- к-т сч. 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" -- сумма ущерба отнесена на работника.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично:

д-т сч. 50 "Касса" -- к-т сч. 73-2 -- при внесении наличных денежных средств;

д-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" -- к-т сч. 73-2 -- при удержании суммы ущерба из заработной платы работника.

В случае обнаружения недостачи (порчи) товаров, предназначенных для перепродажи, НДС по этим товарам, ранее предъявленный к вычету, следует восстановить. Отразить эту операцию в бухучете можно одним из двух способов:

1) д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсч. "Расчеты по НДС" -- к-т сч. 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)" -- красным сторно;

д-т сч. 94 -- к-т сч. 18 -- уплаченный НДС включен в состав недостач и потерь от порчи ценностей;

2) д-т сч. 94 -- к-т сч. 68 -- ранее принятый к вычету НДС доначислен и отнесен в состав недостач и потерь от порчи ценностей.

Сумма НДС, ранее предъявленная к вычету, должна быть отнесена на виновника недостачи (порчи) товара.

Как будут отражаться в бухучете операции по приобретению и продаже товаров в розничной торговле, если учет ведется по продажным ценам?

В организациях, занимающихся розничной торговлей, корреспонденция счетов будет следующей:

д-т сч. 41 -- к-т сч. 60 -- оприходованы приобретенные товары;

д-т сч. 18 -- к-т сч. 60 -- отражен НДС по приобретенным товарам;

д-т сч. 41 -- к-т сч. 42 -- отражена торговая наценка по оприходованным товарам;

д-т сч. 60 -- к-т сч. 51 -- оплачены приобретенные товары;

д-т сч. 68 -- к-т сч. 18 -- НДС по приобретенным товарам принят к вычету;

д-т сч. 50,51 -- к-т сч. 90-1 -- отражена выручка от реализации товаров;

д-т сч. 90-2 -- к-т сч. 41 -- списана учетная стоимость реализованного товара;

д-т сч. 90-2 -- к-т сч. 44 -- списаны расходы на реализацию товаров;

д-т сч. 90-1 -- к-т сч. 42 -- сторнирована сумма торговой наценки;

д-т сч. 90-3,4, 5 -- к-т сч. 68 -- начислены налог с продаж, НДС, прочие налоги и сборы;

д-т сч. 90-9 -- к-т сч. 99 -- отражен финансовый результат от реализации товаров.

Трудовые книжки

Как отражается в учете приобретение трудовых книжек и их хранение?

В настоящее время трудовые книжки ведутся в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, в редакции, утвержденной постановлением Минтруда от 2000-05-11г. N 72. Нормативный акт определяет порядок централизованного обеспечения предприятий бланками трудовых книжек за плату, а также порядок возмещения их стоимости работниками, которым открыты эти трудовые книжки.

В бухучете приобретенные бланки должны приходоваться по дебету сч.10-6 "Прочие материалы" и кредиту сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При возмещении работником стоимости открытой на его имя трудовой книжки в учете производятся следующие записи:

д-т сч. 50-1 -- к-т сч. 73-3 "Расчеты по прочим операциям";

д-т сч. 73-3 -- к-т сч. 10-6.

Сами бланки трудовых книжек должны учитываться на забалансовом сч.006 "Бланки строгой отчетности".

Финансовый результат

Используемая для бухучета компьютерная программа предусматривает определение финансового результата по каждой продаже и списание его со счета 90 на счет 99 в течение месяца. Противоречит ли это Типовому плану счетов?

Нет, не противоречит. Обязательными для применения являются лишь синтетические счета, установленные документом. Для аналитического учета Инструкция по применению Типового плана счетов предусматривает определенную систему построения. В частности, на сч.90 аналитический учет ведется по видам проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг, по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией. Используемая субъектом хозяйствования компьютерная система должна обеспечивать формирование аналитической информации по указанным направлениям.

По Плану счетов 1992г. ежемесячно закрывались счета учета затрат и счета учета реализации: 46, 47, 48. Можно ли закрывать сальдо по субсчетам счета 90 (91, 92) с января 2004г. также ежемесячно?

Действительно, Типовой план счетов предусматривает несколько необычный порядок закрытия счетов учета реализации 90 "Реализация", 91 "Операционные доходы и расходы", 92 "Внереализационные доходы и расходы": счета по-прежнему будут "свертываться" ежемесячно (дебет (кредит) субсч.90-9 -- кредит (дебет) сч.99). Финансовый результат будет определяться путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счетам 90, 91, 91 без составления корреспонденции счетов. По субсчетам в течение года записи ведутся накопительно, а закрываются они лишь по окончании года внутренними записями (дебет субсч.90-1 -- кредит субсч.90-9, дебет субсч.90-9 -- кредит субсч. 90-2, 3, 4, 5).

Штрафы

Как учитываются суммы штрафов и пеней, подлежащих уплате организацией в связи с нарушением налогового законодательства?

Данные суммы отражаются непосредственно на сч.99 "Прибыли и убытки", как и суммы налогов на прибыль и на недвижимость. Это правило касается также санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах, платежах в Фонд социальной защиты населения и т.п.

Доходы и расходы

Как будут отражаться затраты на содержание непроизводственной сферы предприятия (столовая, детский сад при заводе)?

Затраты состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации, как и ранее, будут учитываться на сч.29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

По дебету этого счета отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. Прямые расходы списываются на счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" с кредита счета 23 "Вспомогательные производства".

Предприятие организует для своих работников медицинское обследование и (или) лечение (стоматологическое). Как осуществляется бухгалтерский учет данных операций?

Статьей 228 Трудового кодекса установлено, что для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний наниматель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе.

На время прохождения периодического медицинского осмотра за работником сохраняются его место работы (должность) и средний заработок. Оплата такого рода медицинского обследования является для организации расходами, включаемыми в себестоимость, и в учете делаются записи:

д-т сч. 76 -- к-т сч. 51 -- оплачены услуги медицинского учреждения;

д-т сч. 20 (23, 26, 29, 44) -- к-т сч.76 -- списаны на затраты расходы по медицинским осмотрам.

Если же организация оплачивает не предусмотренное законодательством медицинское обследование или лечение, в том числе стоматологическое, то такие расходы могут быть списаны в дебет сч.92 как прочие внереализационные расходы.

Если учредители (участники) приняли решение о направлении части нераспределенной прибыли прошлого года (или прибыли отчетного года) на оплату медицинского обследования или лечения работников, то при списании произведенных расходов в учете корреспондируют: дебет сч.84 -- кредит сч.76.

Имущество

Просим разъяснить, на каком счете (01 или 03) следует учитывать здание, частично сдаваемое в аренду?

В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов на сч.03 "Доходные вложения в материальные ценности" учитывается имущество (здания), которое изначально приобретается организацией для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода (в частности, если имущество сдается в аренду по договору лизинга).

В рассматриваемом случае, исходя из ситуации, описанной организацией, имущество, предоставляемое во временное пользование по договору аренды здания или сооружения, должно учитываться на сч.01 "Основные средства".

На каком счете надлежит учитывать спецодежду?

Типовым планом счетов для учета спецодежды предназначены 2 субсчета счета 10 "Материалы": 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" и 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации". Порядок учета движения специальной одежды на указанных счетах остается прежним. При этом необходимо обеспечить надлежащий контроль за спецодеждой в целях ее сохранности.

ООО приобрело установку с целью перепродажи (оплачена, оприходована и поставлена на учет -- дебет сч.41 "Товары"). В связи с возникшими объективными трудностями по реализации учредители приняли решение оставить ее для своих производственных целей. Придется стоимость установки списать со сч.41 "Товары" на сч.07 "Оборудование к установке", т.к. она требует монтажа. Можно ли сделать проводку д-т сч. 07 -- к-т сч.41? Ведь Инструкцией такая корреспонденция счетов не предусмотрена.

Оборудование (установка), требующее монтажа, оформленное приказом директора организации и учтенное на сч. 41 "Товары", может быть принято к бухгалтерскому учету по дебету сч.07 "Оборудование к установке" по фактической себестоимости приобретения.

Как отразить в бухучете арест имущества?

В случаях, установленных законодательством, судебный исполнитель и иные уполномоченные лица вправе:

-- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законодательством;

-- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

-- совершать иные действия.

После наложения ареста на имущество (включая денежные средства) организация не вправе распоряжаться им по собственному усмотрению. Вместе с тем право собственности на него к иному лицу не переходит. Следовательно, арестованное имущество продолжает числиться на балансе организации. При этом в аналитическом учете такое имущество следует учесть обособленно. Если произведено изъятие арестованного имущества, то его стоимость может быть отражена по дебету сч.45 "Товары отгруженные" в корреспонденции со счетами 41 "Товары", 10 "Материалы" и др.

Вложения

Надо ли применять сч.08 "Вложения во внеоборотные активы" для учета финансовых вложений?

Нет, новый План счетов не предусматривает использование сч.08 "Вложения во внеоборотные активы" для учета приобретения финансовых вложений. Фактические затраты по осуществлению финансовых вложений накапливаются непосредственно на сч.58 "Финансовые вложения". Если по окончании отчетного периода контроль над объектом финансовых вложений не перешел к организации, а инвестиции в этот объект уже произведены, то на сч.58 данный объект должен учитываться отдельно. При переходе контроля на объект к организации учет его ведется в обычном порядке. Одним из признаков перехода контроля на объект финансовых вложений является переход права собственности на него к инвестору.

В соответствии с законодательством право собственности на ценную бумагу переходит к приобретателю:

на предъявительскую документарную ценную бумагу: в случае нахождения ее сертификата у владельца -- в момент передачи этого сертификата приобретателю; в случае хранения ее сертификата и/или учета прав на нее в депозитарии -- в момент осуществления приходной записи по счету депо приобретателя;

на именную бездокументарную ценную бумагу: в случае учета прав на нее у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, -- с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя; в случае учета прав на нее в системе ведения реестра -- с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя;

на именную документарную ценную бумагу: в случае учета прав приобретателя на нее в системе ведения реестра -- с момента передачи ему сертификата ценной бумаги после внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя; в случае учета прав приобретателя на нее у лица, осуществляющего депозитарную деятельность, с депонированием сертификата ценной бумаги у депозитария -- с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя.
 
-------------------------------
Продолжение читайте в одном из ближайших номеров "НЭГ".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by