Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6187
EUR:
2.9575
RUB:
3.3342
Золото:
154.55
Серебро:
1.99
Платина:
85.96
Палладий:
183.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Типичные ошибки при исчислении косвенных налогов

При проведении проверок ИМНС по Гродненской области выявила ряд нарушений при исчислении и уплате косвенных налогов. 1. Предприятия допускают сокрытие от налогообложения части выручки от реализации продукции; исключают из облагаемого оборота стоимос...
При проведении проверок ИМНС по Гродненской области выявила ряд нарушений при исчислении и уплате косвенных налогов.

1. Предприятия допускают сокрытие от налогообложения части выручки от реализации продукции; исключают из облагаемого оборота стоимость подарков и выручку от оборотов по реализации услуг своим работникам в порядке натуральной оплаты труда.

Согласно п.1 ст.2 Закона "О налоге на добавленную стоимость" (далее -- Закон) объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РБ, в том числе обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) и обороты по реализации товаров (работ, услуг) своим работникам.

2. Имеют место случаи принятия к вычету суммы НДС, приходящейся на приобретенные товары по товарообменным контрактам, отгрузка по которым произведена не в полном объеме и кредиторская задолженность перед поставщиками не погашена.

В соответствии с п.5 ст.16 Закона вычетам подлежат фактически уплаченные налогоплательщиком суммы налога при приобретении товаров (работ, услуг) либо при ввозе товаров на таможенную территорию РБ после их отражения в бухучете.

3. Предприятия принимают к вычету выделенные суммы по товарам, приобретенным за счет средств целевого финансирования.

Пунктом 6 Методических указаний "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (утв. приказом ГНК от 13.12.99 г. N 310 (далее -- Методические указания)) было установлено, что приобретаемые товары (работы, услуги) за счет средств целевого финансирования оплачиваются с учетом НДС, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет названных источников. Аналогичный порядок отнесения НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет средств целевого финансирования, определен Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением ГНК от 2001-06-29 г. N 94 (далее -- Инструкции).

4. Предприятия выделяют НДС из суммы остатков на сч.12/2 "малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" с учетом суммы, приходящейся на износ, что приводит к завышению сумм налоговых вычетов.

В соответствии с изменениями и дополнениями в Методические указания, утв. постановлением ГНК от 2002-01-12 г. N 10, суммы налога, подлежащие выделению из остатков товарно-материальных ценностей, имеющихся на 1.01.2000 г., определяются исходя из фактической себестоимости (цены приобретения) этих товарно-материальных ценностей и ставки налога. Однако эта норма не включена в Инструкцию, поскольку выделение из остатков ТМЦ производилось на 1.01.2000 г. и не позднее 2000-02-20 г. отражалось в налоговой декларации за январь.

Зафиксированы случаи нарушения методики заполнения приложения к налоговой декларации, что усложняет процесс проведения проверки. Как правило, в таких случаях предприятиями завышаются суммы налоговых вычетов НДС.

Акцизы

1. Предприятием заключен товарообменный контракт с резидентом Польши, согласно которому получен автомобиль ГАЗ-3110 от резидента РФ. Автомобиль был отгружен резиденту Беларуси. При этом акциз не исчислялся и не уплачивался.

В соответствии с Законом "Об акцизах" (с изменениями и дополнениями) (далее -- Закон) плательщиками акцизов являются юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица), филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) или иной счет, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: производящие подакцизные товары; ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию РБ и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию нашей страны подакцизные товары.

Согласно ст.4 Закона подлежат обложению акцизом микроавтобусы и автомобили легковые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ 8702, 8703 и 8704), в том числе переоборудованные в грузовые вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов. При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары.

2. При проверке ряда колхозов установлено, что по бартерным договорам с резидентами РФ ввезено на территорию РБ товарное дизельное топливо, которое использовано на собственные нужды, однако акциз не исчислялся и не уплачивался.

В соответствии со ст.4 Закона акцизом облагаются автомобильные бензины, дизельное топливо, а с 1.01.2002 г. -- масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Согласно ст.3 Закона при исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные использованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары.

По результатам проверки доначислено в бюджет акцизов на сумму 4215,9 тыс.руб.

3. При проверке унитарного ЧП установлено, что предприятие по договорам комиссии с резидентом РФ ввозило на таможенную территорию РБ нефтепродукты и не исчисляло акцизы при их реализации, то есть нарушена ст.1 Закона.

Согласно этой статье плательщиками акцизов являются субъекты предпринимательской деятельности: производящие подакцизные товары; ввозящие их на таможенную территорию РБ и (или) реализующие ввезенные.

При реализации ввезенных подакцизных товаров на условиях договоров комиссии плательщиком акцизов является предприятие, которое ввозит и реализует указанные товары.

Объектом обложения в этом случае будет выручка, полученная от реализации подакцизных товаров с учетом комиссионного вознаграждения.

В результате допущенного нарушения предприятию доначислено акцизов в сумме 53394 тыс.руб.

Отчисления средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды

1. Дорожно-эксплуатационные предприятия при осуществлении работ, выполняемых по содержанию, эксплуатации, производству текущего и среднего ремонта сооружений внешнего благоустройства городских дорог, улиц, площадей, мостов, гидротехнических сооружений и других объектов городского благоустройства не исчисляли и не уплачивали отчисления средств пользователями автомобильных дорог в дорожный фонд.

Законом "О дорожных фондах в Республике Беларусь" (с учетом изменений и дополнений), Порядком формирования и использования средств дорожных фондов, утв. постановлением Совмина от 31.01.92 г. N 49, с учетом изменений и дополнений, Положением "О порядке формирования и использования средств дорожных фондов", утв. постановлением Совмина от 2000-05-18 г. N 710, предусмотрено, что от уплаты отчислений средств пользователями автомобильных дорог освобождаются предприятия (юридические лица), осуществляющие строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в части объемов работ, выполняемых на этих дорогах за счет средств дорожных фондов.

Действие указанной льготы сохранено и на 2001--2002 гг. Так, статьями 23 и 24 законов "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" и "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" определено, что организации, осуществляющие строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, освобождаются в 2001--2002 гг. от уплаты единого платежа в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчислений средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды -- в части объемов работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.

2. Птицефабрика не начисляла и не уплачивала в 2001 году платежи из выручки от реализации продукции промышленной переработки (колбаса, фарш).

Однако статьями 11 и 23 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" и статьями 11 и 24 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" оговорено, что юридические лица и их обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, освобождены от уплаты республиканского единого платежа (2%) и местных целевых сборов (2,5%) только в части выручки от реализации произведенной продукции растениеводства и животноводства.