Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Резонанс
09.10.2015 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО:©

Представители США, Японии и еще 10 государств тихоокеанского побережья подписали 5 октября в Атланте договор о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership — TPP). Это соглашение определяет правила глобальной экономики XXI века — от трансграничного обмена информацией до правил международной конкуренции компаний.

интеграционный пример заразителен

Представители США, Японии и еще 10 государств тихоокеанского побережья подписали 5 октября в Атланте договор о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership — TPP). Это соглашение определяет правила глобальной экономики XXI века — от трансграничного обмена информацией до правил международной конкуренции компаний.

Участниками соглашения стали 12 стран — США, Япония, Мексика, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Перу, Чили, Вьетнам, Малайзия, Бруней и Сингапур, которые в совокупности формируют 40% глобального ВВП и около 1/3 мировой торговли. Многие эксперты расценивают ТРР не столько как экономический, сколько как геополитический союз, которому суждено стать противовесом китайской экспансии в Тихоокеанском регионе. Можно предположить и конкуренцию с Евразийским экономическим союзом, но здесь разница в «весовой» категории слишком велика, чтобы стоило говорить о серьезном противостоянии.

Отчасти TPP является значительно расширенной версией договора NAFTA, заключенного в 1992 г. между США, Мексикой и Канадой. Однако здесь охват куда масштабнее. Прежде всего, впервые удалось достичь соглашения о свободной торговле между США и Японией, что предполагает еще большую интеграцию экономик этих стран.

TPP содержит довольно обширные обязательства по регулированию рынка труда, экологии, свободе Интернета, права корпораций на международные арбитражные разбирательства с властями стран, входящих в TPP. Устанавливается беспошлинный режим торговли для большинства групп товаров (в частности, исключены 18 тыс. пошлин на американские продукты), уменьшаются пошлины на остальные группы, вводится взаимное признание многих регулятивных постановлений. Участники соглашения обязаны ввести минимальные оклады для рабочих и либерализовать правила работы для мигрантов.

В официальном заявлении президента США говорится, в частности, что соглашение о TPP «выравнивает игровое поле для американских работников и предпринимателей с тем, чтобы мы экспортировали больше товаров с надписью «сделано в США», поддерживая тем самым высокооплачиваемые рабочие места у себя дома». «95% потенциальных потребителей нашей продукции живут за границами США. Это значит, что мы не можем позволить странам вроде Китая определять правила мировой экономики. Эти правила должны написать мы, открывая новые рынки американским товарам, устанавливая высокие стандарты охраны труда и экологии», — заявил Б.Обама.

Подписание соглашения стало возможным благодаря компромиссам, на которые согласились его участники после почти 7 лет обсуждения. Так, Австралия получила от 5 до 8 лет защиты для своих лекарств-дженериков, Канада и Япония согласились приоткрыть свои рынки для американских молочных продуктов, а США — для новозеландских. Малайзия и Вьетнам, подписав TPP, согласились разрешить независимые профсоюзы.

Открытым остается вопрос координации валютной политики. Стороны только собираются доработать дополнительный пункт к соглашению, направленный на защиту входящих в TPP стран от взаимных «валютных войн».

Соглашение уже вызвало волну критики в ряде стран-участниц. Американские профсоюзы заявляют, что соглашения о свободной торговле приведут к росту безработицы. Некоторые корпорации считают, что TPP не имеет смысла без механизма реальной валютной защиты, других беспокоят изменения в проведении международных арбитражных разбирательств. Эти претензии могут существенно затянуть ратификацию соглашения в парламентах стран — участниц TPP. Однако очевидно, что появление такого договора ускорит заключение других региональных соглашений: в частности, между ЕС и США (Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство), между Китаем и Индией и т.д. С новыми реалиями глобальной торговой либерализации придется считаться и государствам — участницам ЕАЭС, в т.ч. в процессе реализации планов создания единых рынков капиталов, товаров и услуг, а также при заключении соглашений о свободной торговле с третьими странами.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by