$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Тест на забывчивость

08.07.2008

Белорусские менеджеры, юристы и бухгалтеры стараются как можно лучше ориентироваться в требованиях законодательства, не упуская никаких мелочей. Ведь любая ошибка или неточность чреваты суровыми санкциями. Но письма наших читателей свидетельствуют, что то и дело что-то забывается.

По ком звонят инновации

Пока бизнес-союзы и отдельные эксперты уговаривают государство упразднить систему отраслевых инновационных фондов, контролирующие органы обеспокоены тем, как эти фонды формируются и используются. Повод волноваться есть и у некоторых субъектов хозяйствования.

Напомним, что в соответствии с подп. 1.2 Указа Президента от 4.08.2006 № 499 «О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли» организации, кроме частных без доли госсобственности и подведомственных Минстройархитектуры, должны производить отчисления в инновационные фонды республиканских органов госуправления (за исключением Минстройархитектуры), иных госорганизаций, подчиненных Правительству РБ, НАН Беларуси. Эти отчисления должны уплачиваться в размере не более 13,5% от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг), полученных (выполненных) при осуществлении деятельности в области строительства, промышленности строительных материалов.

Правительству Указом № 499 было поручено предусматривать отчисления в инновационные фонды при формировании бюджетов на 2007-2010 финансовые годы, а также обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.

Однако некоторые министерства так и не установили порядок формирования своих инновационных фондов ни с 1 июля 2006 г., когда Указ вступил в силу, ни в прошлом, ни в нынешнем году. И подведомственные организации поняли ситуацию так, что раз прямое начальство отчислений в инновационный фонд от оборотов по строительству не требует, то и платить их никому не надо. При этом деятельности в области строительства у многих предприятий хватало — то построят или отремонтируют что-нибудь хозспособом, то стройматериалы произведут. Но Указ вполне недвусмысленно требует производить отчисления от себестоимости такой деятельности если не в фонд Минстройархитектуры, то своему вышестоящему органу. Ведь эти органы согласно подп. 2.9 ст. 38 Закона «О бюджете на 2008 год» в двухнедельный срок со дня его официального опубликования должны были установить для находящихся в их подчинении (ведении) организаций размеры отчислений в инновационные фонды. Но по сей день нормативными актами некоторых отраслевых министерств не определены ни объект налогообложения, ни налоговая база исчисления инновационного фонда с учетом норм подп. 1.2 Указа. Тем временем в любой момент на подведомственных предприятиях могут появиться контролеры и спросить, почему не выполняются требования законодательства. А к иным уже приходили и спрашивали.

Между тем инновационные фонды, образуемые в соответствии с Законом «О бюджете на 2008 год», в нынешнем году являются государственными целевыми бюджетными фондами. Соответственно, если они не начислены и не уплачены, меры ответственности применяются те же, что и за неуплату любого налога. Так что не надо спрашивать, кто платит за инновации. За них заплатят все…

ВЭСкая причина

Забота государства о полноте и достоверности статистической информации известна всем. А вот с выполнением этих требований порой случаются накладки.

Ежемесячно до 15 числа юридические лица Республики Беларусь, их обособленные подразделения, заключившие контракты (договоры), в т.ч. публичные, с нерезидентами РБ на предоставление или получение услуг, выполнившие и (или) предоставившие нерезидентам или получившие от нерезидентов услуги, представляют государственную статотчетность по форме 3-ВЭС (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг».

В соответствии с п.12 Указаний по заполнению формы 3-ВЭС, утв. постановлением Минстата от 12.12.2007 № 453, к транспортным услугам относятся, среди прочего, пассажирские перевозки любыми видами транспорта. В частности, в форме 3-ВЭС должны быть отражены некоторые виды командировочных расходов. Так, при командировании работников за рубеж в разделе II отчета «Импорт услуг» отражаются транспортные расходы (коды 0112, 0122, 0132, 0142, 0162), расходы по оплате гостиниц (код 0230), посещения профессиональных мероприятий, предусмотренных заданием на командировку (код 1008), госпошлин, например, за регистрацию на временное пребывание, виз (код 2000) и т. п. Суточные, выданные командируемым работникам, в отчете не отражаются.

Транспортные расходы относятся к импорту только в том случае, если командированные работники воспользовались услугами транспортных организаций-нерезидентов, включая плату за проезд (стоимость билетов и услуг по их бронированию), провоз багажа, услуги по обслуживанию в пути и другие. Поэтому организации должны в форме 3-ВЭС отразить данные об импорте услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в случае, если билет приобретен за пределами Беларуси и путь следования пассажира не предполагает пересечения границы республики. Например, если работник командирован в Тулу и, прибыв поездом из Минска в Москву, покупает билет от Москвы до Тулы, то в разделе II отчета отражается стоимость этого билета. При этом моментом учета импорта услуг для статотчетности считается дата представления авансового отчета.

Главное здесь — выделить из вороха сумм, сваленных на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами», те, которые нужны для статотчетности. Да и про саму форму 3-ВЭС не забыть, даже если никакой другой внешнеэкономической деятельности организация не вела. Ведь даже нечаянное (если в этих деяниях нет состава преступления) искажение или непредставление статотчета чреваты штрафом от 50 до 120 базовых величин на директора с главным бухгалтером и от 100 до 200 — на юридическое лицо. Для первого раза…

Леонид ФРИДКИН