Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6237
EUR:
2.9631
RUB:
3.326
Золото:
155.65
Серебро:
2.01
Платина:
88.4
Палладий:
189.29
Назад
Итоги
06.04.2004
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тест на выживание

Результаты работы белорусских аудиторов за 2003 год представляют особый интерес. Они показывают, как повлияла на состояние рынка новая редакция Закона "Об аудиторской деятельности" и отсутствие в течение всего года перечня лиц, подлежащих обязательному аудиту. Способны ли аудиторы выжить в таких условиях, востребованы ли их услуги без законодательного принуждения?

Результаты работы белорусских аудиторов за 2003 год представляют особый интерес. Они показывают, как повлияла на состояние рынка новая редакция Закона "Об аудиторской деятельности" и отсутствие в течение всего года перечня лиц, подлежащих обязательному аудиту. Способны ли аудиторы выжить в таких условиях, востребованы ли их услуги без законодательного принуждения?

Пока проект, ставший лишь 2004-02-12г. Указом N 67, ждал согласования в коридорах власти, аудиторы изо всех сил старались найти применение своим знаниям. В течение 2003г. ими было оказано 18098 услуг на сумму 13440,6 млн.руб., в т.ч. организациями -- на 9857,5 млн. руб., а индивидуальными предпринимателями -- на 3583,4 млн. руб. Хотя число заказов выросло на треть, общий объем реализованных услуг в сопоставимых ценах вырос лишь на 8,9%. Двукратное падение темпов роста выглядит удручающе как относительно 2002г., когда рост числа и стоимости заказов к 2001г. были почти синхронными (18,1 и 18,7% соответственно), так и по сравнению с Россией, где ежегодно аудиторский рынок растет почти на 40%. Обязательных аудиторских проверок в республике было проведено только 3722 (на 40,1% меньше, чем годом ранее). Они составили лишь 38,1% выручки, тогда как в 2002г. -- 67,3%. У аудиторских организаций доля обязательного аудита в выручке составила в прошлом году 36,8% (в 2002г. -- 65,8%), а у аудиторов-предпринимателей -- 41,4% (70,5).

Тенденция снижения доли обязательного аудита наметилась еще тогда, когда постановлением Минэкономики от 2002-04-30г. N 94 для него был установлен предельный уровень рентабельности. Но столь резкий обвал в 2003г. объясняется в большей степени отсутствием перечня лиц, подлежащих проверке, и массовой подменой аудита ведомственным контролем. В итоге непрозрачность белорусского бизнеса усилилась еще больше.

В прошлом году аудиторы 3876 раз занимались составлением бухгалтерской отчетности, провели 178 работ по определению состава и оценке стоимости продаваемых предприятий, по 22 -- по оценке бизнеса и автоматизации бухучета, 450 раз брались за постановку и ведение бухучета, 10 -- за управленческое консультирование, 134 -- за информационное обслуживание, составили 44 декларации о доходах и имуществе, 56 раз анализировали финансово-хозяйственную деятельность своих клиентов, провели 6572 консультаций по бухучету и налогообложению и 4 маркетинговых исследования, составили 3 бизнес-плана. Всего этих сопутствующих услуг было оказано на 3236,0 млн.руб. Напрашивается вывод: аудиторам в прошлом году приходилось браться за любую работу за любые деньги. Ничего хорошего в этом нет, хотя контролирующие органы, уже два года добивающиеся "упорядочивания" цен в этой сфере, могут быть довольны: белорусский аудит дешевле, чем за рубежом. Но стал ли он при этом качественным?

Бурное доминирование сопутствующих услуг не лучшим образом отражается на независимости аудита. Сегодня в одних странах разделение аудиторского и консалтингового бизнеса уже стало требованием законодательства, в других -- происходит добровольно по инициативе аудиторов и их объединений, озабоченных укреплением престижа своей профессии.

Другая общемировая тенденция -- укрупнение аудиторских фирм -- тоже пока прививается с трудом. На 1.01.2004г. в стране насчитывалось 91 аудиторская организация и 537 аудиторов-предпринимателей (год назад 100 и 577 соответственно). В штате организаций в 2003г. числилось 432 аудитора (412 в 2002г.). Хотя в республике насчитывается 1122 аттестованных аудитора, далеко не все они аудитом занимаются. Это и неудивительно -- средняя зарплата на 1 аудитора в сопоставимых ценах снизилась в прошлом году по сравнению с 2002г. на 5%...

Уменьшилось число предпринимателей, рискующих работать самостоятельно. Снизилась и их доля в объеме всех оказанных услуг. Если в 2002г. она достигла 31,9%, то в 2003г. -- только 26,7, хотя количество заказов у ИП на обязательный аудит по-прежнему больше: 2178 против 1544. При этом цены у предпринимателей стали еще ниже, чем у аудиторских организаций. Разрыв между средними ценами проверки вырос до 3,5 раз против 2,1 в 2002г. Но одного демпинга, чтобы удержаться на рынке иногда недостаточно. Нужны качество и современные технологии.

Затраты аудиторских организаций составили в прошлом году 6509,5 млн. руб., увеличившись в сопоставимых ценах на 24%, а их прибыль не превысила 1459,7 млн. руб., снизившись на 13,6%. Рентабельность уменьшилась с 32,2% в 2002г. до 22,4%, что, впрочем, по-прежнему намного больше, чем в любой из отраслей экономики. Казна тем не менее свою долю получила: организации начислили 2715,6 млн. руб. налогов, что в сопоставимых ценах на 10% больше, чем в 2002г. Предприниматели добавили к этой сумме еще 488,9 млн.руб.

Аудиторы способствовали пополнению бюджета не только личным примером. Они выявили в ходе проверок 2641 случай недоплат налогов на 8085,2 млн. руб., а также 1095 переплат на 2259,3 млн.руб. Зато список нарушителей законодательства в области бухучета (3861) и налогообложения (3045) стал меньше, чем в прошлом году.

Из 5325 выданных аудиторских заключений лишь 1033 (19,4%) были безусловно положительными, что на 5,2 процентных пункта меньше, чем в прошлом году. Отрицательная оценка дана в 17 случаях, и столько же раз субъектам было отказано в выдаче аудиторского заключения. Правда, 655 заключений касались не бухгалтерской отчетности в целом, а только подтверждения формирования уставного фонда предприятий с иностранными инвестициями. Интересно, что у аудиторских организаций доля безусловно положительных заключений составила только 13,8% (16,4% в 2002г.), а у предпринимателей -- 23,7% (31,2% годом ранее).

Возможно, после принятия Указа N 67 аудиторы смогут восстановить равновесие на рынке. Но наверстать потери 2003г. будет нелегко. Чем меньше средств остается на развитие аудита, тем большим становится разрыв в качестве услуг в Беларуси и за рубежом и тем меньше шансов на то, что мнение белорусских аудиторов будет признаваться мировым бизнес-сообществом. А значит, развитие экономики и, в частности, привлечение инвестиций в стране будет сдерживаться и останется зависимым от иностранного консалтинга в гораздо большей степени, чем позволяет экономическая безопасность государства.