$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ТЕСТ НА ЩЕДРОСТЬ, ИЛИ МНОГО ЛИ В ПРОЦЕДУРЕ КОРЫСТИ

01.06.2010

Важное место в оценке бизнес-климата страны занимает число, сложность и стоимость различных разрешений, согласований и регистраций. Поэтому в Беларуси правительством принят план мероприятий по упрощению административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отдельным пунктом в нем значится вопрос удешевления этих процедур. Его решением озабочены министерства, бизнес-союзы, научные круги и международные организации.

Леонид ФРИДКИН

Сегодня для заявителей около половины административных процедур в республике бесплатны. Но остальные порой довольно сильно ударяют по карману граждан и субъектов хозяйствования. Между тем урегулированием установления размеров платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, и экономической обоснованности затрат, связанных с ними, заинтересованные лица и органы занимаются с октября 2008 г.

Но орешек попался крепкий. Ведь в стране нет концепции, определяющей критерии бесплатности для административных процедур. Впрочем, «бесплатность» весьма условна: если с заявителя денег не берут, то соответствующие действия по данной процедуре (как и всем остальным) госорган выполняет за счет бюджета, т.е. налогов, уплачиваемых заявителем и всеми остальными гражданами и субъектами хозяйствования.

Специально созданная для выполнения упомянутого плана группа столкнулась с непреодолимыми трудностями при попытке подсчитать расходы госорганов и организаций на осуществление административных процедур, определить обоснованность установления для заявителей бесплатности или размера платы, перевести все платежи, взимаемые в бюджет, в форму госпошлин и сборов. К тому же ряд административных процедур передан на своеобразный аутсорсинг государственным и частным унитарным предприятиям, работающим на условиях самофинансирования. И вернуть их функции бюджетным госучреждениям — задача тоже не из простых. Она требует времени, средств и кардинальных изменений ряда законодательных актов.

Например, в России Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утв. постановлением правительства РФ от 11.11.2005 № 679, предусматривает возможность платного предоставления госуслуг, в т.ч. отдельных административных процедур, если федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства РФ прямо предусмотрена плата за них.

У нас же согласно ст. 13 Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» деньги могут взиматься в виде сборов (пошлин) или платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур. В первом случае размер сбора (пошлины) указывается в законодательных актах, постановлениях Совмина, а в некоторых случаях — нормативных правовых актах областных, Минского городского Советов депутатов и исполкомов, с учетом установленных налоговым законодательством ставок таких платежей. Интересно, что Закон не оговаривает, в каких именно случаях и какими нормативными актами определяется сам факт платности, что дает широкое поле для творчества чиновников и законотворцев.

Размер платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, согласно той же ст. 13 Закона № 433-З, не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных с их осуществлением, а порядок расчета экономической обоснованности затрат определяется Совмином. Регламентировать содержание такого расчета для государственных органов и учреждений как части исполнения бюджета — вопрос технический. На государственных унитарных предприятиях себестоимость формируется как и на любых других. Впрочем, обосновать при желании можно любые затраты, а плату ввести за что угодно — если нет четких ограничителей. К тому же целый ряд услуг государства, в т.ч. не относящихся к административным процедурам, носят обязательный (а порой «добровольно-принудительный») характер. Это позволяет устанавливать при формировании их стоимости сколь угодно высокую рентабельность, благо процесс этот совершенно непрозрачный для общества. И если государство обязывает, к примеру, субъектов хозяйствования пользоваться только бланками строгой отчетности, изготовленными одной госорганизацией, то по сути создается монополия, которую стоило бы ограничить хотя бы по уровню рентабельности. В некоторых случаях излишне навязчивое предложение некоторых услуг, вроде электронного налогового декларирования или подписки на ведомственные журналы, вызывает лишь негативную реакцию общества. Тем временем в ряде стран бесплатность подключения к системе электронного декларирования налогов (например, в Казахстане или Кении) или информации об уплате налогов, законности совершаемых сделок (фискальный рескрипт) и т.п. прямо установлена законом. Именно такие подходы формируют представление национального и зарубежного предпринимателя о бизнес-климате в стране.

Независимо от того, включена ли плата за подобные услуги и административные процедуры в виде госпошлин (сборов) в Налоговый кодекс или нет, по сути она всегда является дополнительным налогом, разве что не учтенным при определении налоговой нагрузки. Но бремя расходов на ведение бизнеса такие платежи существенно увеличивают.

С точки зрения граждан, многие административные процедуры им лично совершенно не нужны. Просто таковы требования законодательства. Но если регистрировать и декларировать что-либо, получать справки, разрешения и т.п. нас обязывает государство, то почему бы ему не взять на себя все связанные с этим расходы? С точки зрения долгосрочных социально-политических последствий, это порой разумнее, чем принуждение к получению некоторых казенных услуг всей мощью административного ресурса.

Наконец, вспомним, что услуги при осуществлении административных процедур чиновники оказывают в свое рабочее время в рамках установленных законодательством обязанностей — своих должностных и государственного органа. Какой же компенсации тут требовать? Ведь этот орган, как и работающие в нем служащие, содержатся за счет бюджета, который мы все — пользователи услуг государства — формируем своими налогами. Теми самыми, которые, как нас уверяют, есть плата за право жить в цивилизованном обществе. Но получается, что законопослушные субъекты, исправно вносящие свою лепту в казну и не увиливающие от выполнения административных процедур, порой платят дважды...

Лучшие материалы этого номера и свежий выпуск нашего издания доступны ТОЛЬКО ПОДПИСЧИКАМ.
Оформить подписку
на "Экономическую газету" можно и нужно:
  •  в редакции по тел.: (017) 213-18-05, 213-18-07.
  •  в пунктах подписки РУП «Белпочта», РУП «Белсоюзпечать», областных УП "Союзпечать".
Стоимость - 79 365 бел.рублей на 3 месяца, 152 962 бел.рубля на 6 месяцев.
Деньги можно перечислить на р/с 3012600490012 в филиале ОАО "Белагропромбанк" Минская городская дирекция в г. Минске, код 153001963,
получатель - ЗАО «Белбизнеспресс» УНП 100648008

Счёт-фактуру на оплату можно скачать здесь.