Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Резонанс
11.07.2014 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТЕРРИТОРИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ©

Совместный проект ПРООН и МНС по созданию в Беларуси института налоговых консультантов стартовал (см. «ЭГ» № 41, с. 1, 4) и вызвал большой интерес у наших читателей. Но если этапы, временные рамки и организационные составляющие проекта понятны, то его конечная цель и будущий эффект, как и перспектива применения в отечественных реалиях зарубежного опыта, выглядят довольно туманно. Своим мнением по данному вопросу делится заместитель председателя Ассоциации аудиторских организаций Евгений ГЕРШТЕЙН.

 

Совместный проект ПРООН и МНС по созданию в Беларуси института налоговых консультантов стартовал (см. «ЭГ» № 41, с. 1, 4) и вызвал большой интерес у наших читателей. Но если этапы, временные рамки и организационные составляющие проекта понятны, то его конечная цель и будущий эффект, как и перспектива применения в отечественных реалиях зарубежного опыта, выглядят довольно туманно. Своим мнением по данному вопросу делится заместитель председателя Ассоциации аудиторских организаций Евгений ГЕРШТЕЙН.

Любые меры, способствующие улучшению бизнес-среды и инвестиционного климата в республике, можно только приветствовать. Но только если такие решения происходят в реальности, а не на бумаге. Если же речь идет лишь о формальном продвижении в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса», то не уверен, что стоит городить такой огород. Весьма сомнительно, что удастся фактически «переместить» некоторое количество часов на налоговое сопровождение с бухгалтерии предприятия на налогового консультанта. Но если это и получится, то от перемены мест слагаемых часов суммарные временные затраты все равно не изменятся. Поэтому вместо подобной арифметики давайте задумаемся о необходимости формирования такого нового экономического института, его актуальности и востребованности.

В соответствии с белорусским (да и не только) законодательством налоговые отношения вне системы государственной налоговых и иных контролирующих органов являются предметом деятельности аудита. В соответствии со ст. 16 Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации, аудиторы — индивидуальные предприниматели, помимо прочего, могут оказывать консультационные услуги, а также услуги по ведению бухгалтерского и (или) иного учета, составлению бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности, в т.ч. в соответствии с МСФО, законодательством других государств, составлению налоговых деклараций, заниматься постановкой и восстановлением бухгалтерского и (или) иного учета. Такие услуги могут осуществляться в отношении различных субъектов налоговых отношений: организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.

В свою очередь, правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты, рекомендации по оптимизации налоговой базы и т.п. в соответствии с национальными правилами аудиторской деятельности, утвержденными нормативными правовыми актами Минфина, подлежат рассмотрению и анализу в ходе аудита. То есть системой аудита, обязательного либо инициативного, сегодня охвачен практически весь спектр налоговых правоотношений.

Нет оснований сомневаться в способности аудиторов решать эти задачи — в Программе квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, утв. приказом Минфина от 21.03.2012 № 75 (в ред. от 3.04.2014 г.), наряду с вопросами бухучета, техники и методологии аудита отдельный раздел III посвящен налогам, а раздел V — различным аспектам хозяйственного права. Не владея знанием данных тем, невозможно стать аудитором. При этом в соответствии со ст. 24 Закона № 56-З аудиторы обязаны начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, не реже одного раза в 2 года подтверждать свою квалификацию.

Итак, знание налогового законодательства является неотъемлемой частью аудиторской деятельности. При этом никто не мешает аудиторской компании или аттестованному аудитору выступать в качестве уполномоченного лица заказчика для взаимоотношений с государственным налоговым органом. Консалтинговые, бухгалтерские и иные подобные компании также имеют полные основания для оказания налоговых услуг. При этом аутсортинг — бухгалтерский, налоговый, смешанный (комплексный) — сейчас распространенная практика. Отсюда необходимы веские аргументы, чтобы объяснить, зачем в дополнение к существующим консультационным структурам (или вместо них) в Беларуси нужен институт налоговых консультантов.

Понятно, что здесь не идет речь о подмене установленных законодательством прав и обязанностей налоговых органов по консультированию плательщиков — в этой сфере существует четкое разделение функций государственных органов, коммерческих и общественных (саморегулируемых) организаций. Напомню, что ст. 21 Налогового кодекса предусматривает право плательщика получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц. В свою очередь, налоговые и другие уполномоченные государственные органы обязаны предоставить плательщикам письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства.

Следует также учитывать реальные потребности белорусских налогоплательщиков. Например, физические лица, как показывает многолетняя практика, не проявляют особого интереса к платным услугам налоговых консультантов. Как правило, в случае необходимости граждане, да и многие малые предприятия, предпочитают обращаться за помощью и разъяснениями в налоговые инспекции. В мировой практике, на которую ссылаются организаторы проекта, дело обстоит несколько иначе. Состоятельные граждане за рубежом могут себе позволить потратить немалые деньги на помощь квалифицированного консультанта, чтобы оптимизировать налоги, причитающиеся с их доходов, — подобные расходы окупаются. У нас же до такого спроса дело пока не дошло.

Все это заставляет усомниться в острой необходимости создавать специализированный институт налоговых консультантов в дополнение к существующим структурам: государственных налоговых органов, сотен аудиторских, бухгалтерских и юридических компаний. Вряд ли можно назвать реформой простой переток квалифицированных специалистов из налоговых инспекторов в налоговые консультанты, которые будут искать себе работу, или обзаведение аудиторами в дополнение к квалификационному аттестату еще одним сертификатом. Поэтому следовало бы предварительно еще раз взвесить, насколько востребованными окажутся налоговые консультанты. Пока я не вижу, в какой мере опыт Германии, Швеции, Узбекистана или России по созданию «спецподразделения» налоговых консультантов приживется на белорусской почве.

Все сказанное не означает категорического отрицания права на существование этого института в нашей стране. Однако форма и содержание законодательного акта, который планируется разрабатывать и принимать, должны быть не просто калькой с иностранных образцов, а обдуманным документом, соответствующим отечественным реалиям. Поэтому Ассоциация аудиторских организаций заинтересована в активном участии в данном процессе.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by