$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ТЕПЛО НОВОЛУКОМЛЬСКОГО КЕРАМЗИТА©

29.03.2013

В Беларуси в 10-й раз проведен республиканский конкурс «Лучший строительный продукт года — 2013». Среди победителей прошлых лет числилась продукция ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль». С заместителем директора предприятия по коммерческим вопросам Георгием Лазарашвили встретился обозреватель «ЭГ».

— Георгий Гурамович, какую пользу приносит производителям данный конкурс?

— Присвоение строительному материалу диплома победителя помогает его производителю продвигать товар на внутреннем и внешнем рынках. А кроме приобретения дополнительного маркетингового инструмента участие в конкурсе полезно для оценки конкурентоспособности выпускаемой продукции и бизнеса вообще. Встречи с членами экспертного совета, коллегами по отрасли помогают более верно определиться с курсом развития и перспективами компании.

— Кажется, керамзит хотя и не находится в одном ряду с такими «древними» стройматериалами, как кирпич, цемент и обычный гравий, но и новым его назвать нельзя. Есть ли у него перспективы?

— Керамзит — это вспученный при быстром обжиге темно-коричневых глин материал ячеистого строения. При значительной прочности он обладает малой плотностью и высокими теплоизоляционными свойствами. Новолукомльский завод был построен еще в советское время — в 1977 г., и с тех пор им выпущено более 13 млн. м3 керамзита. Он широко используется в гражданском и промышленном строительстве в качестве заполнителя легких бетонов, теплоизоляционных засыпок, оснований в дорожном строительстве, в теплицах. Кроме того, керамзит в последние годы используют в растениеводстве, благоустройстве частных усадеб, в качестве фильтра замазученных и канализационных стоков. В 2013 г. мы планируем произвести его 520 тыс. м3.

— Судя по заявлениям правительства и Минстройархитектуры, производителей стройматериалов впереди ожидает ужесточение конкуренции. И выиграют здесь только те, кто выпускает инновационную продукцию...

— Выводы объективные, установки оправданные. К ним в свое время пришла и наша команда. Керамзит будет пользоваться спросом еще много-много лет, но на высококонкурентном рынке стройматериалов этого мало для выживания компании. Сначала мы расширили возможности его сбыта за счет фасовки, предлагая потребителям керамзит в мешках разных объемов. А затем освоили новую продукцию на основе керамзита — производство керамзитобетонных блоков «ТермоКомфорт». Вывод их на рынок стеновых материалов оказался успешным. Инновационная продукция нашла своих потребителей ввиду особых физико-механических свойств данного стройматериала. В числе этих свойств — высокое термосопротивление, что в условиях курса страны на возведение энергоэффективного жилья не могло не сказаться на востребованности керамзитобетонных блоков. Устойчивый спрос на них имеется не только со стороны массовых, но и индивидуальных застройщиков. Однако компании для успешного бизнеса одного производства пускай и востребованного стройматериала сегодня недостаточно.

— И что еще нужно?

— Высокое качество и низкая цена. Тем более что в Беларуси наш завод — не единственный производитель керамзитобетонных блоков. Их выпускают достаточно крупные предприятия в Минской, Гродненской и Гомельской областях, а также и некоторые мелкие компании. В такой конкуренции на первый план выходит борьба за снижение издержек и улучшение качества продукции, что требует модернизации производства.

— Это слово стало в последнее время очень модным словечком в устах чиновников. Какой смысл в него вкладывается на вашем предприятии?

— Для нас это прежде всего экономический термин. Причем к модернизации мы приступаем не только сейчас, а занялись ей значительно ранее. На старом оборудовании нельзя было производить свыше 15 тыс. м3 керамзитобетонных блоков в год, несмотря на значительный спрос. Поэтому решено было установить автоматизированную линию по их производству. В этот инвестпроект в 2012 г. было вложено 68 млрд. Br, в т.ч. 48 млрд. — стоимость машин и оборудования и 20 млрд. Br — строительно-монтажных работ. В этом году мы продолжили инвестирование средств в данный проект. В настоящее время завершаются пусконаладочные работы, а уже буквально в апреле планируем запустить линию в эксплуатационном режиме. На новом оборудовании производительностью около 100 тыс. м3 изделий в год будет осуществляться выпуск обновленных керамзитобетонных блоков, имеющих улучшенные теплоизоляционные характеристики. Использование этого стенового материала позволит еще более снизить энергопотребление в жилых и административных зданиях.

— Между тем сама отрасль стройматериалов характеризуется высоким энергопотреблением. Поэтому руководство Минстройархитектуры постоянно требует повышения энергоэффективности производств...

— Эта тема очень важна и для нашего завода: ведь в себестоимости порядка 50–55% составляет стоимость энергоресурсов. Поэтому мы стараемся снизить их потребление. Обжиг керамзита происходит при температуре 1250оС, которая достигается за счет сгорания природного газа. При этом выделяется большое количество тепла. Чтобы оно не тратилось попусту, были установлены теплообменники на печных агрегатах, позволившие обеспечить предприятие горячим водоснабжением и отоплением. В результате сегодня наши производственные и административные помещения обогреваются без использования внешних источников тепла.

Для снижения энергозатрат мы закупили газопоршневую установку электрической мощностью 800 кВт и 918 кВт тепловой энергии, которая будет запущена в текущем году. С вводом в эксплуатацию данного когенератора, имеющего КПД 90,6%, завод полностью обеспечит себя электроэнергией, а новый цех по производству керамзитобетонных блоков — теплом. Это позволит удешевить производство продукции, а значит, и повысить ее конкурентоспособность.

Беседовал Михал СТЕЛЬМАК