$

2.0470 руб.

2.2714 руб.

Р (100)

3.1033 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Мнение специалиста

Теория ограничивает практику

25.09.2007

Рыночная экономика требует от предпринимателей прежде всего мобильности. Способность быстро изменить вид деятельности зачастую является главным условием успешности компании. К сожалению, белорусское законодательство такую возможность ограничивает.

Сергей БАЛЫКИН, юрист

Анализ Гражданского кодекса РБ показывает, что правоспособность юридических лиц — коммерческих организаций является специальной. Напомню, что гражданской правоспособностью называется возможность лица иметь гражданские права и нести обязанности. В Советском Союзе гражданская правоспособность юридического лица была специальной и определялась целями его деятельности. Так, Гражданский кодекс БССР 1964 г. однозначно указывал, что юридическое лицо обладает гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями его деятельности.

В комментарии к ГК БССР, вышедшем в 1991 г. под редакцией В. Ф. Чигира, говорилось, что правоспособность юридического лица является специальной, а ее характер определяется целями и задачами, предусмотренными уставом. В условиях плановой экономики, когда каждый рассматривался в качестве «винтика» государственной машины, это было вполне логично. Только вот рыночная экономика требует совсем других подходов.

В условиях рынка главной для предпринимателя является возможность быстро изменить сферу деятельности в соответствии с конъюнктурой. Вспомним хотя бы историю немецкой фирмы Opel, начавшей с производства швейных машинок и переключившейся впоследствии на автомобили. Современное же оборудование и вовсе позволяет в течение нескольких часов переключиться на выпуск другой продукции.

Сегодня в мире наблюдается тенденция легализации общей (универсальной) правоспособности юридических лиц, прежде всего коммерческих организаций. Наиболее полно эту тенденцию выражает швейцарское гражданское законодательство, устанавливающее возможность юридического лица приобретать все права и принимать любые обязательства, за исключением тех, для возникновения которых необходимы такие свойства человека, как пол, возраст или родство.

В России развитие рыночных отношений привело к наделению частных коммерческих организаций общей правоспособностью. Принятый в 1994 г. Гражданский кодекс РФ установил, что коммерческие организации могут иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Более того, российский ГК освободил учредителей коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и некоторых других случаев, от необходимости указывать в уставе цели и виды деятельности юридического лица.

Белорусский законодатель пошел по другому пути и сохранил специальную правоспособность юридических лиц. В соответствии с ГК РБ юридическое лицо обладает гражданской правоспособностью в соответствии с целями его деятельности. Если же в учредительных документах определен предмет деятельности юридического лица, правоспособность определяется также и предметом его деятельности.

ГК предписывает указывать предмет деятельности только в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Но не следует забывать, что гражданские правоотношения в нашей стране регламентируются не только кодексами и законами, но и декретами и указами Президента.

Декрет Президента от 16.03.1999 № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» установил, что коммерческие организации должны указывать в учредительных документах не только цели, но и виды деятельности. Более того, субъект хозяйствования был обязан под угрозой ликвидации осуществлять все виды деятельности, записанные в уставе.

Изменения в Декрет Президента № 11, внесенные Декретом от 17.12.2002 № 29, несколько смягчили это требование и позволяют осуществлять любые, не запрещенные виды деятельности (за исключением лицензируемых), предварительно уведомив налоговые и регистрирующие органы. Однако запрет на осуществление «не санкционированных» видов деятельности сохраняется. Наказанием за такое нарушение является изъятие дохода от неуказанного вида деятельности в местный бюджет.

Отметим, что с лицензируемыми видами деятельности, дело обстоит несколько по-иному. В соответствии с постановлением Совета Министров от 19.12.2003 № 1666 претендент на получение лицензии должен указать лицензируемый вид деятельности в учредительных документах в соответствии с перечнем, утвержденным Декретом от 14.07.2003 № 17. Контроль получается фактически двойной: и лицензию получи, и в уставе соответствующий вид деятельности укажи.

Все это ограничивает возможности наших предпринимателей оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Автору этих строк приходилось сталкиваться с ситуациями, когда одни и те же детали, изготовленные одним и тем же субъектом хозяйствования на одном и том же оборудовании в зависимости от того, кто был их заказчиком — тракторный или автомобильный заводы — требовали указания в уставе разных видов деятельности.

Разумеется, можно «расписать» предполагаемые виды деятельности на сорока страницах, отправить их в исполком и налоговую инспекцию, обойдя таким образом нелогичный запрет. Однако если обойти запрет можно таким простым путем, то возникает вопрос о целесообразности подобных ограничений.

Безусловно, сохранение специальной правоспособности за многими видами юридических лиц оправданно. Создавая некоммерческую организацию, например фонд, и наделяя ее имуществом, учредители преследуют вполне определенные общественно полезные цели. Они заинтересованы в строгом целевом использовании передаваемого имущества, поэтому некоторые ограничения в этом случае вполне уместны.

В то же время, внося вклад в уставный фонд юридического лица — коммерческой организации, его участники желают в первую очередь получить прибыль. Каким образом она будет получена, в конце концов, дело десятое. Разумеется, государство должно контролировать коммерческие организации, не допуская, чтобы они занимались запрещенными видами деятельности. Однако подобный контроль в большинстве случаев не имеет ничего общего с необходимостью направления различных уведомлений госорганам или указания в учредительных документах конкретных видов деятельности. Это оправданно только в очень редких случаях. Что плохого, если завод по производству шестерен неожиданно сделает партию гаек?

Предприниматели неоднократно обращались к государству с просьбами наделить их правом осуществлять любые, не запрещенные законом, виды деятельности. В своем очередном послании парламенту и белорусскому народу Президент Александр Лукашенко высказал мнение, что, возможно, уже пора отойти от практики указания конкретных видов деятельности в учредительных документах коммерческих организаций. Это может свидетельствовать о том, что просьбы эти государством услышаны, но пока, к сожалению, не удовлетворены.


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы