$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Менеджмент

ТЕОРИЯ HR-УСПЕХА©

22.10.2013

Второй HR-конгресс, посвященный теме «Удержание и вовлечение сотрудников — стратегическая HR-задача», состоялся 27 сентября в Минске. Участники узнали о новых вызовах в сфере управления персоналом, познакомились с опытом коллег, посетили мастер-классы по повышению личной эффективности.

Открыли Конгресс три топовых доклада российских специалистов: эксперта по HR-брендингу Нины Осовицкой, лидера проекта «Пряники» Евгении Шатиловой на тему «Геймификация — игры на работе в качестве нематериального инструмента мотивации» и HR-мэтра, президента Ассоциации консультантов по персоналу, создателя первого в СССР кадрового агентства (1989 г.) Валерия Полякова о прогнозах в рекрутменте–2020.

По мнению выступавших, в ближайшее время определять развитие рекрутмента в Беларуси и России будет тенденция возрастающего дефицита трудовых ресурсов и, соответственно, усиление «охоты» за специалистами. Параллельно будет расширяться возрастной диапазон потенциальных кандидатов, расти интерес нанимателей к студентам «средних» курсов вузов и пенсионерам. Логично ожидать повышения профессионализма работодателей, рекрутеров и соискателей (например, в написании резюме, технике прохождения интервью) в их действиях на рынке труда. Эксперты прогнозируют также усиление конкуренции между кадровыми агентствами и рекрутинговыми подразделениями компаний в борьбе за сильных кандидатов, в частности, снижение конкурентоспособности первых. Прочат дальнейшее укрупнение рекрутинговых компаний и развитие сетевых агентств и объединений. Будут активно развиваться методы и техники дистанционного подбора персонала и общения рекрутеров с кандидатами. Основным инструментом поиска станут социальные сети: если в 90-е соискателей искали с помощью газетных объявлений и личных связей, то сейчас активно используют job-сайты. К 20-му году значительную часть кандидатов на рынке труда составит поколение 90-х, выросшее в социальных сетях и компьютерных играх, с иным языком общения и даже темпом речи. Поэтому «старшим» рекрутерам придется переходить на понятный молодежи язык, искать близкие им мотиваторы, чтобы заинтересовать вакансией.

Самыми «больными» проблемами HR в России и Беларуси на сегодняшний день являются проблемы создания резерва кадров на предприятии, обучение и развитие (50%) и подбор персонала (чуть меньше 30%).

Как никогда актуальна тема продвижения HR-бренда компании в интернете, говорит Н.Осовицкая. С одной стороны, перед большинством нанимателей сегодня стоит задача активного подбора и привлечения кадров. С другой — наиболее популярным источником информации о работе практически для всех категорий соискателей стал Интернет. При этом уже 31% респондентов соцопросов подтверждают, что всегда используют социальные медиа для определения перспективности работы в компании и отношения к сотрудникам. Социальные сети предполагают открытость и достоверность. Поэтому вместо официальной информации об истории и успехах компании, кандидаты хотят услышать реальные истории сотрудников о ежедневной работе. Выигрывают те наниматели, которые сами строят online-пространство, где рассказывают о том, каково у них работать. «Необходимо уделять больше внимания такому очевидному инструменту формирования HR-бренда, как раздел «Карьера» на корпоративном сайте, — советует Н.Осовицкая. — Он (при грамотном составлении) позволяет не только посмотреть вакансии, но и познакомиться с культурой компании, услышать ключевое послание от первых лиц, увидеть награды компании как работодателя, почитать блог, посмотреть ролики компании на YouTube и так далее».

По мнению управляющего партнера консультационной компании «Ключевые решения» Александра Кулижского, рынки труда отдельных стран превращаются из замкнутых и локальных в единый глобальный. HR воспринимаются уже не так обыденно, как и коммерческие или финансовые директора. «Мы ждем от них профессионализма и конкретных навыков решения ряда кадровых задач: искать и подбирать, оценивать и мотивировать, обучать и развивать персонал или HR. Для решения этих задач «придуманы» подходы и инструменты: талантами управлять это вам не KPI использовать, немонетарная мотивация эффективнее социальных пакетов, а грейдинг уже «устарел».

Управляющий партнер КГ «Здесь и сейчас» Александр Паньков представил результаты опроса 107 белорусских компаний, где есть HR-директоры. Главный вопрос, который задавали топ-менеджерам и собственникам бизнеса: «Что вас не устаивает в работе вашего HR-директора»? В результате определилось ключевые проблемы, не позволяющие HR-директорам стать полноценными топ-менеджерами и активно участвовать в стратегическом планировании. Это сложности отношений («мы с ней на разных языках», «высокий эмоциональный окрас отношений»), проблемы ожиданий («работает только как передвижной психологический кабинет»), проблемы компетенций (узкая направленность, например, только рекрутинг, адаптация, event-мероприятия; низкие управленческие компетенции; отсутствие стратегического видения), безамбициозность (нет желания «покорять высоты»).

Представитель оргкомитета, HR-директор белорусского холдинга «Алютех» Александр Мудрик обратил внимание на возрастающую роль HR во всех бизнес-процессах, в частности, в процессе управления человеческими ресурсами: «Мы можем называть себя как угодно: HR-стратегами, -директорами, -менеджерами… Но если мы с вами не станем более профессиональными и не начнем более глубоко понимать бизнес, который ведется нашими компаниями, то как бы мы ни назывались, уважения к нам со стороны руководителей компаний не будет. Наша задача — стать более профессиональными, и ей служит HR-Конгресс, где есть возможность обмена опытом, новыми методиками, знаниями».

Интересно, что большинство из 270 участников конгресса — молодые дамы, в то время как в России число HR-директоров мужчин перешагнуло 30%, что говорит о росте статуса профессии. Всего в программе Конгресса выступило 30 спикеров из Беларуси и России. Стоит отметить также интерактивные кофе-паузы от Event-партнера Конгресса Креативной компании NewArt. Неожиданная встреча с мишкой-пандой прямо у лифта, досмотр мима-секьюрити, стильное и яркое праздничное оформление помещений воздушными шарами, экспресс-фото, выступление саксофониста — это лишь малая часть приятных сюрпризов мероприятия.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ