$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ ПОД КОНТРОЛЕМ©

13.08.2013

МНС предложило ряд мер по активизации борьбы с теневой экономикой в стране. При этом будут использованы новые методы и потребуется изменить отдельные нормы законодательства. О результатах и перспективах контрольной деятельности МНС рассказал на брифинге министр по налогам и сборам Владимир ПОЛУЯН.

В последнее время контрольная деятельность налоговых органов существенно изменилась, отметил министр. Главный принцип — проверка только тех субъектов хозяйствования, у которых очевидны нарушения законодательства. Поэтому в год проверяется всего 40 тыс. плательщиков — около 8% общего их числа. Зато на первый план вышел предпроверочный анализ информации, по результатам которого выбираются объекты проверки. Поэтому результативность контрольных мероприятий в республике столь высока.

В числе основных видов выявляемых нарушений В.Полуян назвал сокрытие выручки, необоснованное предъявление к возмещению НДС, незарегистрированную предпринимательскую деятельность и зарплату «в конвертах». Все эти явления формируют теневой сектор экономики, параметры которой, по оценке МНС, в Беларуси не столь высоки: от 8 до 10% ВВП ежегодно. Между тем в странах ЕС этот показатель составляет 19% от ВВП, а в некоторых странах Центральной и Восточной Европы — до 30%. Усилия налоговиков за I полугодие 2013 г. сократили теневой сектор на 2,14%: в результате контрольных мероприятий из него изъято денежных средств и товаров на сумму 525,5 млрд. Br — почти вдвое больше, чем в январе–июне прошлого года.

Особую озабоченность МНС в последнее время вызывают факты намеренного уклонения от уплаты налогов, совершенные по тщательно разработанным схемам, позволяющим искажать учет и занижать налоговые обязательства. Это влечет наиболее существенные потери для казны, предотвратить которые можно только при тесном взаимодействии с правоохранительными органами, обладающими возможностями собирать доказательства путем оперативно-разыскных мероприятий. Большинство таких схем включает мнимые сделки с участием лжепредпринимательских структур. Доначисления по подобным случаям, вскрытым в ходе проверок, составляют свыше 60% от общей суммы предъявленных налогов. Выявленная сумма ущерба от деятельности лжепредпринимательских структур за 2012 г. составила 216,4 млрд. Br., а за 5 месяцев текущего года — уже 211 млрд. Повысить оперативность и эффективность борьбы с такими схемами, по мнению министра, налоговым органам поможет доступ к банковской информации. Этот путь сегодня в мире считается приоритетным: по нему идут многие страны, включая Россию, США и ЕС. Кстати, раскрытие сведений, составляющих банковскую тайну, считает министр, помогло бы и выявлению лиц, живущих не по средствам, которые при отсутствии официальных источников доходов приобретают дорогие автомобили, недвижимость, земельные участки. Так, в 2012 г. по этому вопросу проверено более 40 тыс. граждан, в бюджет поступило 20,5 млрд. Br. А в текущем году такие лица уже внесли в казну свыше 20 млрд. Br. Но принимаемых мер, по мнению МНС, недостаточно.

Мешает пресечению незаконной деятельности лжепредпринимательских структур, по словам В.Полуяна, использование их создателями установленного Указом от 16.10 2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» моратория на проверки субъектов хозяйствования в течение 2 лет с даты их регистрации. Так, из 1229 субъектов предпринимательства, внесенных МНС в текущем году в Реестр организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, у 237, т.е. у каждого пятого, с даты госрегистрации не прошло 2 лет. Поэтому проверить их нельзя. МНС предлагает предоставить право проводить проверки вновь созданных субъектов предпринимательства в случаях включения их в названный реестр либо взаимодействующих с включенными в него лицами, осуществления деятельности в сферах, отнесенных к высокой группе риска; оказания услуг по техобслуживанию, ремонту автомобилей и пассажирским перевозкам.

Не менее сложно собирать доказательства при выявлении фактов выплаты зарплаты «в конвертах». Между тем за прошлый год и I полугодие текущего года такие выплаты установлены у 2 тыс. субъектов предпринимательства. В результате им дополнительно предъявлено налогов и санкций на общую сумму более 16 млрд. Br. Основная проблема, считает министр, здесь в том, что когда наемный работник дает показания о выплате ему неофициальной зарплаты, обязанность по уплате подоходного налога возлагается на него, а не на нанимателя, получившего незаконный доход за счет сокрытия платежей в ФСЗН. Поэтому МНС предлагает возложить ответственность за неуплату платежей при выплате зарплаты «в конвертах» на недобросовестных нанимателей.

Другими направлениями контрольной деятельности налоговых органов, направленными на сокращение теневого сектора экономики, министр назвал выявление незаконного оборота алкогольной и табачной продукции, нефтепродуктов, а также контроль за соблюдением законодательства лицами, осуществляющими торговлю на рынках. В этой сфере ситуация остается криминогенной. Только за I полугодие текущего года установлено более 6 тыс. фактов нарушения приема наличных денежных средств, предъявлено штрафов на 12 млрд. Br, взыскано единого налога с предпринимателей, осуществляющих торговлю без его уплаты, на 3 млрд. Налоговики также активно борются с незарегистрированной предпринимательской деятельностью. Так, за I полугодие 2013 г. в ходе проверок установлено 2726 граждан, осуществляющих деятельность без госрегистрации. Правда, предпринимательской ее удалось доказать только в отношении 1133 из них, поскольку в остальных случаях суд не нашел в действиях проверенных систематичности — одного из главных признаков предпринимательства, установленного ст. 1 Гражданского кодекса.

Восполнить этот законодательный пробел налоговикам помогает метод контрольной закупки — особенно эффективный при выявлении лиц, торгующих без госрегистрации через Интернет, и таксистов-нелегалов. А вот с выявлением тех, кто занимается «левыми» ремонтно-строительными работами, его применить затруднительно. Дело в том, что после контрольной закупки товара проверяющий возвращает его продавцу, а оказанную услугу уже не вернешь, да и доказать факт ее оказания сложно. Поэтому МНС считает, что надо пересмотреть подходы по доказыванию систематичности деятельности, осуществляемой без госрегистрации, для привлечения к ответственности лиц, работающих нелегально. Например, если вы заказали услугу у гражданина, тот оговорил условия, цену, предъявил необходимые для этого средства и материалы, то налицо факт намерения получить доход от нелегальной деятельности и можно привлекать мастера к ответственности. Впрочем, хорошо, если дело ограничится только этим: ведь чем дальше раздвигаются рамки законодательства в целях усиления контроля и выполнения обязанностей, тем меньше остается поле для всего остального.

Тем временем МНС намерено в ближайшем будущем принять еще ряд мер для повышения эффективности своей работы. Среди них В.Полуян отметил создание автоматизированной системы сопоставления показателей налоговых деклараций со сведениями, содержащимися в базах данных налоговых органов, а также электронной системы мониторинга за оборотами в сфере игорного бизнеса. Чтобы предотвратить необоснованный возврат НДС, предлагается внедрить электронные счета-фактуры. В 2014 г. Налоговый кодекс может быть дополнен механизмами мониторинга крупных налогоплательщиков и другими методами контроля.

Таким образом, государство намерено усилить борьбу с теневой экономикой. Впрочем, последствия этих шагов не всегда соответствуют планируемым результатам. Ведь введение разнообразных методов контроля легко оборачивается «закручиванием гаек», мешающим развитию легального бизнеса и росту инвестиций. Поэтому здесь очень важно, принимая решения, все тщательно взвесить.

Валерия ГЕРАСИМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях