$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Тендер: когда победителей судят

16.02.2007

Тендерная практика регулируется Указом Президента от 25.08.2006 № 529 «О государственных закупках» и рядом постановлений правительства. Цель — бюджетные деньги не должны разбазариваться! А вот некоторые должностные лица считают, что не грех отщипнуть кусочек от бюджетного пирога.

К примеру, исполняющий обязанности генерального директора одного из республиканских унитарных предприятий Л. наряду с официальным тендером на выполнение ремонтных работ здания, находящегося на балансе предприятия, проводил и собственный отбор подрядчика. Условия простые: 10% от сметной стоимости ремонтных работ и победа на конкурсе обеспечена. Однако одного из претендентов на такую победу соблазнительное предложение оскорбило, и бизнесмен обратился с заявлением в милицию. Тем временем итоги «тендера» были подведены, а заказчик перечислил на расчетный счет победителя первый транш. И сразу же Л. потребовал у директора строительной фирмы свою «долю». В момент передачи денег (на фото — оперативная съемка) сотрудники ОБЭП Первомайского РУВД Минска задержали афериста, который уже приговорен к лишению свободы сроком на три года.

К сожалению, это далеко не единственное уголовное дело. Поэтому правоохранительные органы, в частности, управление Департамента финансовых расследований КГК Беларуси по Минской области и г. Минску в рамках своих полномочий по осуществлению контроля за эффективным расходованием бюджетных средств провело ряд проверок с целью выявления хорошо замаскированных преступлений в этой сфере. Выяснилось, в частности, что при проведении тендеров по поставке для сельскохозяйственных предприятий страны импортных зерносушилок, систем экспресс-анализа качества молока, доильного оборудования имели место нарушения со стороны должностных лиц Республиканской тендерной комиссии Минсельхозпрода.

Во время проверки научно-исследовательского предприятия установлены факты представления в тендерную комиссию недостоверной информации о происхождении зерносушильных установок, что послужило основанием для признания института победителем тендера и последующей поставки зерносушилок производства ФРГ по завышенным ценам с излишним расходованием бюджетных средств в сумме 2503,8 млн. Br.

С нарушением законодательства проведен также тендер по закупке автоматической системы экспресс-анализа качества молока для одного из РУП. Победителем тендера признали иностранную фирму, назовем ее «S», на основании критериев, указанных в тендерных документах. Однако, по словам заместителя начальника отдела УДФР КГК Беларуси по Минской области и г. Минску Дениса Тарануха, при рассмотрении предложений фирмы «S» по трем критериям из пяти (наиболее низкая цена, послепродажное обслуживание и поставка расходных материалов фирмой-производителем, условия платежа), предусмотренных в технико-экономическом задании, рабочая группа тендерной комиссии необоснованно завысила сумму баллов. Кроме того, не было принято во внимание то обстоятельство, что оборудование заграничной фирмы не прошло госиспытаний, не внесено в Государственный реестр средств измерений и поэтому не может быть допущено к применению в нашей стране. Любопытно, что эта иностранная фирма побеждала в белорусских тендерах на протяжении двух лет.

Надо отметить, что в состав рабочей группы для оценки качества закупаемой техники не включались специалисты Комитета по стандартизации Республики Беларусь, чем нарушены требования п.10 Положения о порядке проведения осуществления закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе. Эти нарушения обошлись госбюджету в 126,3 млн. Br.

В отношении должностных лиц Минсельхозпрода, входивших в состав рабочей группы и преступивших закон, возбуждено уголовное дело в соответствии с частью 3 ст.424 УК — злоупотребление властью или служебными полномочиями.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий установлено, что в тендере на закупку комплектующих к доильному оборудованию участвовали две фирмы, подконтрольные одному коммерсанту, и закрытое акционерное общество, предоставившее тендерной комиссии заведомо ложные сведения о наличии собственного производства, отметил Денис Таранух. В результате импортное оборудование приобрела по завышенным ценам за бюджетные средства одна из фирм упомянутого коммерсанта.

На этот раз номер не прошел, хотя использование «дружественных» фирм для создания видимости конкурентной борьбы при проведении тендеров — излюбленный трюк нечистоплотных дельцов.

Светлана ГОРОДОВА