Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тенденции и перспективы иностранных инвестиций в 2020 году

Фото: freepik

За 2019 год зарубежные инвесторы вложили в белорусскую экономику 10 млрд USD, показывают данные Белстата. Это довольно внушительная цифра, которая используется государственными СМИ как доказательство улучшения инвестиционной привлекательности страны за последние годы. Однако более пристальное изучение данных статистики позволяет понять, что ситуация с иностранными инвестициями по-прежнему остается непростой. И с учетом осложнения международного положения Беларуси вряд ли стоит ждать положительных изменений в ближайшее время.

 

А есть ли рост?

Интерпретация данных по объему привлечения иностранных инвестиций в страну – это классический пример зависимости восприятия от исходных сведений. Объем инвестиций с 2016 года рос на протяжении последних 4 лет: с 8,6 млрд до 10 млрд USD в 2019 году. Однако наша страна по-прежнему не может достичь уровня 2013 и 2014 гг., когда мы получали от иностранных инвесторов по 15 млрд USD в год.

Также следует обратить внимание на качественную структуру иностранных инвестиций. 68,8% привлеченного финансирования (более чем 2/3 от всего объема) – это долговые инструменты и реинвестирование полученной прибыли. А вот инвестировать в капитал белорусских предприятий или осуществлять портфельные инвестиции со всеми сопутствующими рисками иностранные инвесторы по-прежнему не готовы – доля таких инвестиций составляет скромные 3,5%.

Большую часть инвестиций мы по-прежнему получаем от Российской Федерации (45,1%), Великобритании (18%) и Кипра (7,6%) – на долю этих стран приходится более 70% всех иностранных инвестиций, которые поступили в страну в 2019 году. Схожую картину мы увидим, если посмотрим распределение инвестиций по странам в 2012 году. То есть за 8 лет положение Беларуси на карте международных инвестиционных проектов не изменилось: мы как были на обочине от движения основных международных финансовых потоков, так и остались там. Наши новые «друзья» Китай и ОАЭ не спешат вкладывать деньги в страну – их суммарные инвестиции не превысили 280 млн USD, что меньше, чем инвестиции менее дружественных нам (если верить тем же госСМИ) стран, таких как Украина (360 млн), Польша (440 млн) и Австрия (438 млн). Несложно посчитать, что иностранные инвестиции стран Евросоюза в 2019 году составили как минимум 1,5 млрд USD. Вряд ли мы увидим такую же сумму по итогам 2020 года – из-за охлаждения наших дипломатических отношений с европейскими странами эти источники инвестиций иссякнут в первую очередь.

 

Не коронавирус, так санкции

Если в первой половине года рост объема иностранных инвестиций находился под давлением из-за влияния мирового экономического кризиса, то с августа основополагающим фактором становится политический. Его проявление – ухудшение международного положения Беларуси из-за неготовности правительства к диалогу с обществом и продолжающихся преследований граждан по политическим основаниям. Ситуация усугубляется тем, что правительство пытается дать симмет­ричный ответ и грозит ответными санкциями, которые, как показывает более пристальное изучение вопроса, скорее, больше навредят самой Беларуси, чем ее условным «врагам» (пример – в нашем материале «Ответ западным санкциям: что будет, если Беларусь заморозит торговые отношения», «ЭГ» № 65 за 31.08.2020).

Данные за первое полугодие свидетельствуют о том, что инвестиционные потоки стали заметно меньше. В январе-июне 2020 г. в экономику Беларуси поступило 4,5 млрд USD иностранных инвестиций, за аналогичный период 2019 года было привлечено 5,1 млрд USD, т.е. иностранные инвестиции уже снизились на 11,7%. Однако объем прямых иностранных инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) по итогам января-июня 2020 г. составил 1,4 млрд USD (в 2019 году – 1,1 млрд). Такой результат можно объяснить стремлением иностранных инвесторов поддержать предприятия, которым было предоставлено финансирование, в сложных экономических условиях. Самыми щедрыми инвесторами стали  Российская Федерация и Республика Кипр – на их долю пришлось 23,6% и 15,1% прямых инвестиций на чистой основе.

Таким образом, несмотря на сокращение объема иностранных инвестиций, рост значения на чистой основе говорит о том, что инвесторы стали меньше вкладывать, но и меньше изымать средств из инвестиционных проектов. Доминирование политического фактора в вопросе иностранных инвестиций скорее всего приведет к перераспределению стран, из которых мы получаем инвестиции. Вырастет доля России и Кипра, а вот участие стран Евросоюза может стать меньше, по крайней мере, сегодня тенденции складываются в этом направлении.

 

Слово за рейтинговыми агентствами

Весомым аргументом в пользу ожиданий оттока иностранных инвестиций является пересмотр кредитных рейтингов как отдельных предприятий (в первую очередь, белорусских банков), так и страны в целом. Изменение кредитного рейтинга означает, что риски инвестиций в экономику страны растут, а значит, для их компенсации инвестор будет требовать премию доходности, т.е. для принимающей стороны такие инвестиции будут стоить дороже. А если инвестиционный проект не сможет предложить такую премию, то инвестору проще отказаться от инвестиций, чем принимать на себя больший риск за доходность, которую он может получить в менее рискованной юрисдикции. Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings оценивает, что ВВП нашей страны за 2020 год уменьшится на 4%. Евразийский банк развития более оптимистичен и прогнозирует падение на уровне 2,3%. Ситуация осложняется тем, что из-за снижения рейтингов стране и банкам будет усложнен доступ на рынки капитала, что неизбежно повлечет за собой увеличение стоимости финансирования. Получается, что долговая модель инвестиций опять становится предпочтительнее для инвестора, а, как мы видели, и без того значительная часть иностранных инвестиций представляется в виде кредитов и займов.

 

Во что инвестируют иностранные инвесторы?

С точки зрения распределения иностранных инвестиций по видам экономической деятельности предпочтения инвесторов за 8 лет практически не изменились. 80% всех инвестиций приходится на 3 отрасли: обрабатывающую промышленность, оптовую и розничную торговлю, транспорт и складирование. Ситуация мало изменилась за последние 8 лет, однако некоторое перераспределение интересов все же произошло: инвесторов стали меньше интересовать инвестиции в торговлю и транспорт, а вот внимание к таким отраслям, как производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, информационные технологии, финансовые и страховые услуги, выросло. Эти же приоритеты наблюдаюся по итогам первого полугодия 2020 г.

К сожалению, статистика не дает данных о том, в какие проекты предпочитают вкладывать средства зарубежные инвесторы. На уровне реализации отдельных проектов встречаются примеры проектов типа greenfield – создание новых производств и brownfield – создание производств на базе уже существующих промышленных объектов. Наиболее яркими примерами greenfield-проектов можно назвать предприятия фармацевтики и биотехнологий, которые запускаются на базе индустриального парка «Великий камень» или агропромышленный комплекс по глубокой переработке зерна для производства высокопродуктивных, сбалансированных комбикормов и премиксов в Пуховичском районе. В качестве примера brownfield-проекта можно привести запуск производства напитков на базе ОАО «Брестское пиво», которое приобрел концерн «Мульти Групп», принадлежащий известному армянскому бизнесмену Гагику Царукяну.

Это означает, что даже в такой непростой период интерес к инвестициям в Беларусь есть, и с точки зрения располагаемых ресурсов и перс­пектив мы по-прежнему остаемся интересны иностранным инвес­торам. Однако из-за того, что наше правительство начинает обрубать экономические связи с большинством своих более экономически развитых соседей, мы ставим себя в положение ограниченного спроса. В итоге получается, что вместо конкурса «женихов» наша страна будет вынуждена искать, кому можно пристроить свои инвестиционные проекты, а значит, именно инвестор, понимая, что нам особенно не приходится выбирать, будет определять условия «свадьбы».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by