Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Глобализация
10.02.2017 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тень черного списка:— как Евросоюз закрывает «налоговые гавани»

1 февраля 2017 года правительства 92 стран по всему миру получили письма от ЕС с уведомлением, что они будут тщательно проверяться в связи с возможным включением в «черный список» в качестве налоговых гаваней. Состав адресатов пока не раскрывается – ЕС планируют опубликовать список только в сентябре.

Сейчас ЕС оценивает ряд факторов, в т.ч. прочность экономических связей с ЕС, финансовую деятельность и стабильность той или иной юрис­дикции. По результатам оцен­ки полученной информации будет составлен финальный список налоговых гаваней. Возможно, в окончательном варианте будет меньше 92 стран – если анализ налоговой политики покажет необоснованность подозрений. Из­вестно лишь, что среди тех, кто получил письма от ЕС, не только «классические оффшоры», но и США, Бразилия, Сингапур и Канада.

Министры финансов стран ЕС осенью 2016 г. согласовали только ряд критериев оценки юрисдикций. Это наличие налоговых преференций, которые можно считать «вредными» или которые облегчают оффшорам привлечение прибыли без какой-либо экономической основы; отказ от меж­ду­народных схем обмена ин­формацией в целях налоговой прозрачности, а также отказ принимать меры, рекомендованные ОЭСР, для предотвращения трансграничного уклонения от уплаты налогов транснациональными ком­паниями.

Таким образом, чтобы избежать подозрений, страны дол­жны соблюдать международные стандарты, избегать предоставления льготных налоговых условий и других действий, направленных на содействие формированию оффшорных структур. Кроме того, они должны быть участниками автоматического обмена ин­формацией о финансовых счетах, разработанного ОЭСР и странами G 20.

После долгих дискуссий в ЕС не пришли к единому мнению по поводу одиного из главных признаков «оффшорности» – наличия нулевой ставки кор­поративного налога на прибыль как основания для включения страны в «черный список». Некоторые специалисты уверены, что нулевая ставка налога не всегда является признаком налоговой гавани. Это мнение активно защищает Великобритания, поскольку в некоторых ее юрисдикциях действует нулевая ставка, в т.ч. на островах Гернси, Джерси, Мэн, Бермудских и Каймановых островах. Дан­ный вопрос актуален и для Беларуси. Ведь у нас от налога на прибыль освобождены резиденты СЭЗ (ст. 327 НК), Парка высоких технологий (Декретом Президента от 22.09.2005 № 12), Индустриального парка «Великий камень» (Указом Президента от 30.06.2014 № 326), а также компании, зарегистрированные в средних, малых городских поселениях, сельской местности (в соответствии с Декретом Президента от 7.05.2012 № 6).

Схожие льготы имеются и в некоторых странах самого ЕС, а потому там идут бурные споры о правомерности и целесообразности введения данного критерия. Тем не менее процесс активно продвигается. В ЕС намерены определиться со спи­ском налоговых гаваней среди третьих стран к концу этого года и незамедлительно начать меры противодействия.

В 2015 г. Еврокомиссия уже публиковала «черный список» юрисдикций, которые фактически были обвинены в отказе сотрудничать с ЕС по вопросам налогообложения. Это вызвало резкую критику как властей стран, попавших в этот список, так и со стороны Глобального форума ОЭСР, который считается единственной организацией, в чьей компетенции находится составление подобных списков на основании объективных критериев оценки.

Объективность «черного спи­ска» изначально вызывает со­мнения: ведь в него включены лишь страны, не входящие в состав ЕС. При этом фактор «прочности экономических связей с ЕС» заставляет подозревать, что европейские чиновники не столько радеют о борьбе с налоговыми уклонистами, сколь­ко пытаются ограничить факторы конкурентоспособности «чужих» экономик. Крайними в этом процессе могут оказаться бизнес-структуры, чья деятельность тесно завязана на налоговых льготах. Например, Беларусь может считаться имеющей достаточно прочные связи с ЕС. Этого может быть достаточно, чтобы у кого-то в ЕС возникло желание включить Беларусь в «черный список», тем более что льготные категории налогоплательщиков у нас имеются, а к системе автоматического обмена налоговой информацией мы пока не присоединились.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by