Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Температуру" на рынке труда обещают снизить

Только в апреле правительство утвердило-таки Государственную программу занятости населения Республики Беларусь на 2006 г. Столь поздние сроки ее принятия объясняются новыми подходами. Если раньше плановые задания фактически "спускались" сверху вниз - с республиканского уровня до регионов, то теперь формирование этого комплексного документа шло снизу вверх...

Только в апреле правительство утвердило-таки Государственную программу занятости населения Республики Беларусь на 2006 г. Столь поздние сроки ее принятия объясняются новыми подходами. Если раньше плановые задания фактически "спускались" сверху вниз - с республиканского уровня до регионов, то теперь формирование этого комплексного документа шло снизу вверх.

Напомним, что первый вариант проекта Госпрограммы разработчик- Минтруда и соцзащиты - представил правительству еще в конце прошлого года. Тогда документ был отправлен на доработку с четким указанием премьер-министра положить в основу проекта региональные программы занятости населения, разработанные облисполкомами с учетом локальных планов социально-экономического развития. Акцент в Госпрограмме должен быть сделан на создание новых рабочих мест в небольших населенных пунктах, на селе, распорядился тогда глава правительства.

Дело в том, что достичь установленных Госпрограммой показателей гораздо проще за счет крупных городов, промышленных центров. Так оно в основном и было. При этом в "сухом остатке" на протяжении многих лет оставались малые и средние города, сельские населенные пункты, где постепенно накапливался потенциал безработицы... Это в определенной степени повлекло значительные изменения в структуре безработных. Так, удельный вес длительно неработающих достиг 18%, молодежи в возрасте 16-29 лет - 49% (причем каждый пятый из них - выпускник школы), женщин - 69%. Каждый четвертый безработный не имел профессии (следовательно, и шансы на трудоустройство были призрачными). Почти 20% составляли представители социально уязвимых категорий. При этом по итогам прошлого года общая конъюнктура рынка рабочей силы оставалась трудоизбыточной - на 1заявленную нанимателями в госслужбу занятости вакансию условно претендовали 2безработных, и это в среднем по республике. Одновременно с этим в некоторых населенных пунктах вообще отсутствовали свободные рабочие места...

Напомним, что в Беларуси уровень регистрируемой безработицы на 1.01.2006 г. составлял 1,5% к численности экономически активного населения. При этом в 52 регионах страны он был выше среднереспубликанского показателя. Наиболее сложная ситуация с занятостью сложилась в 42регионах, малых и средних городах Беларуси. Именно здесь особенно остро стоит проблема женской и молодежной безработицы, "зашкаливает" дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, в т.ч. из-за нестабильной работы градообразующих предприятий.

В Госпрограмму включены 22 малых города и региона с высокой "температурой" на рынке труда. По каждому из них предусмотрены конкретные меры, позволяющие снизить напряженность в сфере занятости местного населения. Кроме того, 20территорий включены в областные программы на 2006 г.

В целом в нынешнем году предусматривается создание (за счет различных источников финансирования) 97210 новых рабочих мест. Каждое четвертое из них появится непосредственно в малых городах, где будут организованы новые производства, расширится сфера услуг. В проблемных населенных пунктах максимальное количество рабочих мест предстоит создать "Белнефтехиму" - 1441 рабочее место, Минпрому - 1320, Минэнерго - 1215. С оказанием нанимателям финансовой помощи из государственного фонда содействия занятости будет организовано 3730 рабочих мест. Почти 17% средств госфонда направляется на финансирование мероприятий по обеспечению занятости в сельской местности (порядка 20 млрд. руб.). Это обусловлено тем, что в общей численности безработных около 18%- с сельской пропиской. Кстати, по сравнению с 2005г. на 20% увеличено задание по переселению безработных в сельскую местность. Как минимум 300 семей безработных смогут получить финансовую поддержку, если изъявят желание переехать на новое место жительства и работы.

Особое внимание уделено обеспечению выпускников вузов, ссузов, ПТУ первым рабочим местом. Практически все, кто заканчивает в 2006 г. государственные учреждения образования, должны быть трудоустроены. Соответствующие задания доведены министерствам, республиканским органам госуправления, облисполкомам, Мингорисполкому. Предусмотрены дополнительные меры, направленные на получение безработными молодыми людьми первичного профобразования. Так, не менее 50% несовершеннолетних безработных сразу после регистрации будут направляться на профобучение. Как минимум 700 безработных призывного возраста получат "путевку" центра занятости на обучение специальностям, необходимым в вооруженных силах и востребованным на рынке труда. В 1,5 раза увеличено количество субсидируемых временных ученических рабочих мест для безработных выпускников вузов, ссузов и ПТУ в рамках "Молодежной практики" (до 1360 человек). Увеличены задания нанимателям по бронированию рабочих мест для трудоустройства безработных в возрасте до 18 лет, в т.ч. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (предусматривается прием на работу 5475 представителей этих категорий).

На 40% возросли объемы трудовой реабилитации инвалидов и на 10% - количество создаваемых рабочих мест для инвалидов (с последующей компенсацией нанимателям затрат за приобретенное специализированное оборудование). На 30% увеличено количество забронированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Как известно, рынок труда в Беларуси наиболее благосклонен к мужчинам- подавляющее большинство вакансий предназначено именно для них. При этом в структуре безработных доминируют женщины... Для смягчения проблемы женской безработицы Госпрограмма предлагает активизировать работу по развитию предпринимательства в сфере бытовых услуг, торговли, информационных и социальных услуг. Планируется оказание содействия в трудоустройстве женщинам, которые не работали длительное время в связи с уходом за ребенком.

По сравнению с прошлым годом увеличены объемы профподготовки безработных под конкретные заявки нанимателей с гарантией последующего трудоустройства - с 25% до 28% от общего числа безработных. Вдвое возросли объемы обучения безработных основам предпринимательской деятельности. В целях обеспечения временной занятости увеличены объемы оплачиваемых общественных работ.

Изменились и потоки финансирования из госфонда содействия занятости. В частности, объем средств на компенсацию нанимателям затрат на приобретение специализированного оборудования для создания рабочих мест и трудоустройства инвалидов по сравнению с 2005 г. увеличился на 10%, на организацию трудовой реабилитации инвалидов - на 60%, на организацию "Молодежной практики" - на 20%. Уменьшился объем финансовых средств на выплату пособий по безработице, материальной помощи и компенсационных выплат безработным.

В результате реализации программы уровень регистрируемой безработицы к концу 2006 г. должен остаться на отметке в 1,5%. Кстати, на 1 апреля этот показатель был 1,7%. Впрочем, в начале календарного года традиционно наблюдается сезонный подъем безработицы.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений