Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Зарубежный опыт
03.12.2013 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТЕМНАЯ СТОРОНА ПРОГРЕССА©

В российскую Госдуму в прошлом месяце внесен законопроект о переходе в ближайшей перспективе на прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Этот сигнал свидетельcтвует, что российские власти весьма озабочены пополнением бюджета, как и белорусские, которые пока рассматривают другие варианты. Не придется ли вскоре нам делиться подобным опытом друг с другом?

В российскую Госдуму в прошлом месяце внесен законопроект о переходе в ближайшей перспективе на прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Этот сигнал свидетельcтвует, что российские власти весьма озабочены пополнением бюджета, как и белорусские, которые пока рассматривают другие варианты. Не придется ли вскоре нам делиться подобным опытом друг с другом?

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов указано, что в долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой 13-процентной ставкой, введенной еще в 2001 г., а введение прогрессивной шкалы не планируется.

По данным центра исследований ФБК, в первые годы после ее введения ежегодные сборы этого налога прирастали на 25–30%. А по оценкам первого вице-президента Российского клуба финансовых директоров Тамары Касьяновой, за счет перехода к плоской шкале рост был еще больше: поступления НДФЛ выросли на 0,7–0,8% ВВП.

Однако в последнее время на самом высоком уровне в РФ поднимается вопрос о возможности перехода к прогрессивной шкале. Специалисты ФБК считают, что во многом это обусловлено снижением темпов экономического роста и необходимостью смягчить проблему растущего дефицита региональных и местных бюджетов. Поэтому как по экономическим, так и по политическим причинам достаточно велика вероятность перехода в России к прогрессивной шкале налогообложения до 2018 г., а то и раньше. Так что появление в Госдуме РФ законопроекта, предусматривающего такой шаг чуть ли не с будущего года, не случайно. Впрочем, такие проекты появлялись начиная с 2010 года неоднократно. Но сейчас, похоже, идея получает одобрение в высших эшелонах российской власти.

Например, в июне т.г. на Петербургском международном экономическом форуме первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов заявил, что отмена плоской шкалы НДФЛ возможна, но только за пределами нынешнего политического цикла — после 2018 г. А уже в ноябре президент РФ В.Путин не исключил перехода в будущем к прогрессивной шкале, назвав ее «более справедливой».

У российских законодателей есть несколько вариантов. Один предусматривает сохранение для годовых доходов до 5 млн. RUB нынешней ставки налога —13%, от 5 млн. до 50 млн. RUB — поднять ставку НДФЛ до 18%, свыше 50 млн. RUB — 23%, а свыше 500 млн. RUB — 28%. По данным авторов законопроекта, число россиян с годовым доходом свыше 5 млн. RUB составляет не более 0,2% социально активного населения страны, а совокупный объем их доходов достигает почти 30% всех доходов граждан РФ. В последнем варианте, о котором сообщил РБК, предлагается ставку налога для населения с низкими доходами снизить до 5%, ввести несколько промежуточных ставок, а максимальную установить на уровне 45% с доходов, превышающих 1 млн. RUB в месяц (12 млн. RUB в год).

Многие российские аналитики возражают против подобных новшеств, которые, по их мнению, снова приведут к уходу заработков в тень, к выплате зарплат в конвертах, а также существенно снизят доходы местных и региональных бюджетов, поскольку зарплаты в крупных городах выше, чем в отдельных регионах страны, в разы. Заведующий лабораторией межбюджетных отношений Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара Владимир Назаров считает, что «вряд ли людям с невысокими доходами в Амурской области станет лучше, если бюджет Москвы получит дополнительные миллиарды».

Введение плоской шкалы привело к увеличению прогрессивности налогообложения за счет того, что наиболее состоятельные граждане перестали уклоняться от уплаты налога. Зато при переходе к прогрессивной шкале, считают аналитики, возможен обратный процесс: богачи начнут интенсивнее скрывать свои доходы и поступления налога снизятся. Одновременно существенно усложнится налоговое администрирование: большинству экономически активного населения придется вновь декларировать свои доходы из нескольких источников. Правда, в странах с развитой рыночной экономикой как-то справляются с декларированием, но у нас и в России это в прошлом получалось хуже.

В Беларуси переход от прогрессивной шкалы к единой 12-процентной ставке состоялся после длительных дебатов только в 2009 г. и сыграл — за счет вывода доходов из тени — существенную роль в увеличении собираемости и доли подоходного налога Так, в 2008 г. его удельный вес в налоговых доходах консолидированного бюджета РБ составлял 12,1%, в 2009-м он увеличился до 13,2%, в 2010-м — уже на 15,5%, в 2011-м — на 17,3%, а за 9 месяцев текущего года — почти на 20%. Разумеется, здесь сказались рост доходов населения, снижение ставки НДС и изменение доли других налогов. Но и с учетом этих факторов результат впечатляет. По оценкам белорусских налоговиков, при прогрессивной шкале верхние ставки подоходного налога практически не работали, поскольку более высокие доходы скрывались, в т.ч. с помощью зарплат в «конвертах». Так, по ставке 30% налог платили всего 1–2% граждан.

Плоская шкала налогообложения действует и в Казахстане. Здесь самая низкая ставка в мире — 10%, если не считать, что кое-где, например, на Каймановых островах или в Кувейте, подоходный налог не платят вообще. В Европе такая ставка налога есть только в Болгарии. В целом же в странах Восточной Европы максимальная ставка подоходного налога выше, чем у нас, но значительно ниже, чем в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. К примеру, в Литве, Сербии и Чехии максимальная ставка составляет 15%, в Венгрии и Румынии —- 16%, в Эстонии — 21%, Польше — 32%, в Греции и Германии — 45%, в Норвегии — 47,5%, а в Японии — 50%. При этом в последние годы во многих странах власти пытаются усилить налоговое бремя на богатых. Так, в 2008–2013 гг. Исландия, Украина, Латвия, Чехия, Венгрия увеличили ставку налога, но на прогрессивную шкалу не перешли.

По мнению некоторых российских экспертов, введение прогрессивной шкалы налогообложения противоречит одному из принципов государственного управления — постоянству правил игры. Изменение налогового режима ведет к росту недоверия бизнеса к власти, сокращению иностранных инвестиций и бегству капитала за границу.

В Беларуси, по заверениям представителей Минфина и МНС, на единую ставку подоходного налога пока никто не покушается. Впрочем, хватает других изменений в налоговой сфере, а судя по настойчивым предложениям ввести новые платежи, чтобы пополнить казну за счет населения, с упомянутым принципом не все благополучно.

Начальник главного управления налогообложения физических лиц МНС Михаил Рассолько считает, что у нас нет такой дифференциации доходов, как в РФ, а положительный эффект плоской шкалы в Беларуси несомненен. Поэтому отказываться от единой ставки подоходного налога, даже если в России это сделают, мы, по его словам, в ближайшем будущем не собираемся и в нашем налоговом ведомстве этот вопрос не обсуждается.

Низкая ставка подоходного налога считается одним из немногих конкурентных преимуществ белорусской налоговой системы. Об этом свидетельствует тот же рейтинг Всемирного банка, как бы ни говорили о его несовершенстве. Так что пусть ставка подоходного налога останется прежней и правила игры не меняются.
 
Подготовила Александра Артемова
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений