Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Интеграция
23.05.2014 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТЕХРЕГЛАМЕНТ ДЛЯ ТЕЛЕВИЗОРА©

На днях завершилось публичное обсуждение представленного ЕЭК проекта технического регламента ТС «О требованиях к энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств». В нашей стране его экспертизой занимается, в частности, специализированная организация — ОАО «Испытания и сертификация бытовой и промышленной продукции БЕЛЛИС». С просьбой поделиться мнением о документе «ЭГ» обратилась к директору предприятия, секретарю Национального комитета Международной электротехнической комиссии Юрию ПАШИКУ.

 

На днях завершилось публичное обсуждение представленного ЕЭК проекта технического регламента ТС «О требованиях к энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств». В нашей стране его экспертизой занимается, в частности, специализированная организация — ОАО «Испытания и сертификация бытовой и промышленной продукции БЕЛЛИС». С просьбой поделиться мнением о документе «ЭГ» обратилась к директору предприятия, секретарю Национального комитета Международной электротехнической комиссии Юрию ПАШИКУ.

— Публичное обсуждение указанного ТР ТС длилось около двух месяцев. За это время в БЕЛЛИС — организации, ежедневно и профессионально занимающейся, скажем так, теорией и практикой технического регулирования электротехнической продукции, как мне представляется, внимательно изучили документ, по которому в будущем придется работать.

— И да, и нет. Дело в том, что проект ТР ТС «О требованиях к энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств» представляет собой «фолиант» размером свыше 300 страниц текста, таблиц и формул. Ведь даже подготовленному специалисту, изучающему до десятка страниц в сутки, для того чтобы проверить правильность применения авторами тех же формул и технических обоснований, придется потратить на детальное ознакомление с ним более месяца. Неподготовленным же представителям общественности в России, Беларуси и Казахстане, которые пожелают «погрузиться» в этот многостраничный труд, такого срока, пожалуй, будет недостаточно. Впрочем, консолидированное мнение специалистов нашей организации о документе в целом уже сложилось.

— Позитивное?

— Увы, нет. Прежде всего из-за неправильного, на наш взгляд, выбора концепции данного техрегламента.

— Довольно неожиданное мнение, особенно если учесть, что документ, согласно пояснительной записке к нему, разрабатывался ЕЭК.

— На самом деле он разрабатывался не непосредственно членами ЕЭК, специалистами аппарата комиссии, а организацией, выбранной ими по тендеру, — ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации», более известной в деловых кругах по аббревиатуре ВНИИС.

— Прежде чем услышать вашу аргументацию по поводу концепции данного ТР ТС, хотелось бы обратить внимание на пояснение авторов проекта, указавших, что он разработан на основе широкого перечня международных, региональных и национальных (государственных) стандартов, требований других документов (правил, директив и рекомендаций и иных документов, принятых международными организациями, а в случае их отсутствия — региональных документов (регламентов, директив, решений, правил и иных документов), национальных технических регламентов. В числе этих документов — ряд директив Евросоюза, касающихся энергопотребления продукции. Тем самым авторы проекта техрегламента дают понять, что они разработали его как минимум с учетом европейской практики.

— В Евросоюзе требования к продукции, в частности, по энергоэффективности, электромагнитной совместимости до недавнего времени устанавливались посредством документов двух уровней — директив, в которых сформулированы концептуальные подходы к регулированию, и перечней взаимосвязанных стандартов, где определены конкретные количественные параметры требований и методов испытаний. Но после того как европейцы поставили амбициозные цели в области энергоэффективности, состоящие в снижении к 2020 г. на 20% общих энергозатрат и уровня выбросов в атмосферу углекислого газа при одновременном увеличении к этому времени на 20% доли энергии из возобновляемых источников в общей структуре энергопотребления, модель установления требований изменилась на трехуровневую.

На вершине пирамиды остались директивы, затем идут регламенты на каждый вид продукции, на нижнем уровне расположились стандарты на методы испытаний. Это произошло из-за того, что в ЕС выполнение требований стандартов является делом добровольным, в отличие от стран ТС, в т.ч. Беларуси, где они являются обязательными. Данное отличие позволяет ТС использовать двухуровневую модель технического регулирования — посредством техрегламентов и стандартов. И проект ТР ТС «О требованиях к энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств» разработчики из ВНИИС «слепили» из двух европейских уровней — директивы и регламентов. В результате получилась объемная «абракадабра».

Поясню, чем она будет, мягко говоря, нехороша на практике в случае утверждения проекта техрегламента. Допустим, понадобилось внести незначительные коррективы в требования по холодильным приборам, которые подробно изложены в документе. Например, в нем говорится о 10 типах таких приборов, но в силу развития техники на рынок может быть выведен и 11-й, и 12-й тип холодильников. Чтобы утвердить это изменение, необходимо будет собирать Коллегию ЕЭП и принимать отдельное решение. Неужели у министров ЕЭК столько свободного времени, чтобы вникать в технические мелочи холодильников, стиральных машин, электродвигателей и определяться с позицией «за» или «против» внесения изменений в их технические характеристики? Вопрос, на наш взгляд, риторический.

— Вы могли бы предложить альтернативу концепции данного ТР ТС?

— Система технического регулирования должна быть гибкой. Необходимо также, чтобы она оперативно реагировала на создание новой продукции. Если сегодня разработан, например, вентилятор с мизерным энергопотреблением, то система должна быть восприимчивой к прогрессу, позволяя быстро адаптировать условия допуска на рынок энергоэффективного устройства без участия министров ЕЭК. Это означает, что данный техрегламент должен быть аналогом европейских директив, где были бы сформулированы общие направления политики в данной области. При таком подходе документ, о котором мы говорим, имел бы объем с десяток или несколько десятков страниц, т.е. был бы как минимум на порядок меньше, чем вынесенный на обсуждение.

Все правила и процедуры, касающиеся требований к техническим параметрам электрических энергопотребляющих устройств, должны устанавливаться на уровне стандартов. Если появилась надобность в изменении каких-либо количественных параметров, методов испытаний, то они должны оперативно вводиться либо отвергаться специалистами в данной области стран ТС. Таково наше видение альтернативной модели технического регулирования в области повышения эффективности электротехнических товаров.

— Вообще как в рамках национального законодательства, так и ТС принимается немало документов, которые далеки от совершенства, но в то же время и заметного экономического вреда субъектам хозяйствования, национальной экономике в целом они не приносят. Относится ли данный документ к такой категории «безвредных» либо его экономический «вес» достаточно значим для Беларуси?

— Данный техрегламент в соответствии с проектом будет распространяться на 18 групп электротехнической продукции. Это холодильные приборы (холодильники, морозильники и их комбинации) бытового назначения; односкоростные асинхронные (индукционные) трехфазные электродвигатели с короткозамкнутым ротором; телевизоры, питающиеся от электрической сети; бытовое и офисное (конторское) электрическое оборудование; бытовые стиральные машины; бытовые посудомоечные машины; телевизионные приставки; электрические лампы бытового и аналогичного назначения; внешние источники питания; бессальниковые циркуляционные насосы; вентиляторы с проводом от электромотора; люминесцентные лампы, газоразрядные лампы высокой интенсивности, балласты и осветительная арматура для таких ламп; комнатные кондиционеры. Общая емкость рынков этих устройств в Беларуси составляет сотни миллионов долларов, из чего логично сделать вывод о серьезном экономическом «весе» этого документа.

Но не только этим определяется его экономическая значимость для нашей страны. Техрегулирование в данной области направлено на повышение эффективности энергопотребления электротехнической продукции, что позволит снизить объемы потребляемой ею электроэнергии, которая, как известно, вырабатывается в основном за счет импортируемых топливно-энергетических ресурсов.

Качество техрегулирования оказывает также влияние на экспортные возможности производителей. Поскольку в любой стране приоритет у потребителей имеет энергоэффективная электротехника, то важно, чтобы данный техрегламент всячески ориентировал наши заводы, производящие телевизоры, стиральные машины, электродвигатели и т.д. на соответствие выпускаемой продукции лучшим мировым образцам в целях повышения ее конкурентоспособности на зарубежных рынках.

Беседовал

Михал СТЕЛЬМАК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by