$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Технологии на страже порядка©

23.09.2014

В Беларуси по состоянию на 18.09.2014 г. таможенными органами обеспечено поступление в республиканский бюджет 31,8 трлн. Br таможенных платежей, что соответствует их уровню на аналогичную дату прошлого года. На повышение эффективности таможенной деятельности направлено совершенствование технологий, сообщил на пресс-конференции в Минске заместитель председателя ГТК Сергей ПОЛУДЕНЬ.

Позитивные изменения происходят по всем направлениям информационного взаимодействия: внутри таможенных органов, по обмену информацией с иными госорганами, в отношениях с бизнес-сообществом. В 2014 г. для общего доступа открыт портал предварительного электронного представления сведений о товарах и транспортных средствах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу ТС физическими лицами. Теперь автоперевозчик может представить таможенному органу необходимую информацию через Интернет в режиме on-line в любом месте и в любое удобное время, что позволяет существенно экономить время на совершение таможенных операций непосредственно на границе.

На днях таможенные органы приступили к следующему этапу совершенствования информационных таможенных технологий. Ими начат эксперимент по автоматическому выпуску товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта при их поставке за пределы ТС. Он проводится по аналогии с процедурой статистического декларирования, автоматизация которой уже осуществлена, а практика декларирования свидетельствует о преимуществах такого подхода.

Нововведение по автоматизации таможенного оформления экспорта, которое будет проходить без участия таможенного инспектора, позволит субъектам хозяйствования значительно ускорить этот процесс за счет сокращения времени на подачу и оформление таможенных документов. Вся процедура будет занимать всего лишь несколько минут, отметил зампредседателя ГТК.

Совершенствование в информационной сфере будет продолжено и в дальнейшем. Планы включают, в частности, организацию информационного обмена между таможенными информационными системами и Общегосударственной автоматизированной информационной системой. В результате электронные услуги таможенных органов будут предоставляться участникам внешней торговли на одном портале с электронными услугами других госорганов. Кроме того, для пользователей данного портала предусмотрена единая авторизация по всем видам электронных услуг. Это в значительной степени упростит совершение многих таможенных операций, полагает С.Полудень. Реализация данного проекта запланирована на 2015 г.

Находят ли «электронные инициативы» поддержку делового сообщества? Отвечая на этот вопрос «ЭГ», зампред ГТК отметил, что поначалу электронные услуги воспринимались представителями бизнеса с «некоторым антагонизмом», который затем сменялся на их полное одобрение ввиду очевидных преимуществ, связанных с сокращением времени на посещение таможенных органов и бумажных расходов. При этом ГТК в настоящее время не запрещает субъектам хозяйствования прохождение таможенных процедур с оформлением бумажных документов. Широкое применение электронных информационных технологий при оформлении товаров позволило пересмотреть в сторону существенного сокращения нормативы времени совершения таможенных операций в пунктах таможенного оформления и повысить его прозрачность на всех этапах.

Все новации в таможенной сфере находят отражение в ее нормативно-правовом регулировании. В частности, в Закон от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», который вступил в силу 23 апреля т.г., включены проверенные на практике подходы к таможенному делу, позволяющие белорусским субъектам хозяйствования сократить затраты при внешнеэкономических операциях и повысить конкурентоспособность.

Эти подходы Беларусь продвигает и в рамках формируемого общего экономического пространства с Россией и Казахстаном. Завершается работа экспертов таможенных служб «тройки» над проектом Таможенного кодекса ЕАЭС. В нем реализованы положения Киотской Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами, Рамочных стандартов Всемирной таможенной организации по обеспечению безопасности и содействию торговле. Главная задача разработчиков — подготовить документ, максимально учитывающий европейские и мировые стандарты, а также создающий правовую основу для реализации межгосударственных проектов, таких как «уполномоченный экономический оператор», «две службы на границе», «единое окно», «транзит Таможенного союза», проинформировал С.Полудень.

Например, статус уполномоченного экономического оператора (УПЭ) согласно действующему Таможенному кодексу ТС признается лишь на территории государства, присвоившего его. Непризнание со стороны других государств ТС значительно девальвирует ценность этого статуса и экономическую мотивацию в его получении для субъектов хозяйствования, в т.ч. осуществляющих деятельность на территории нескольких стран — членов ТС.

Созданная союзниками таможенная система сегодня проходит испытание на качество и совершенство в связи с российским эмбарго на ряд продовольственных товаров стран Евросоюза, Канады, Норвегии, Австралии и США из-за событий в Украине. В этой связи повышенное внимание россиян обращено на работу белорусской таможни, в т.ч. из-за подозрений в ненадлежащем исполнении партнерских обязательств.

Таможенные органы Беларуси предпринимают все зависящие от них меры, препятствующие транзиту товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию в связи с введенными ею санкциями, опроверг эти подозрения зампред ГТК. На границе не только наша таможня, но и ветеринарная и фитосанитарная службы контролируют поступление данной продукции на территорию ТС. С учетом инициатив Федеральной таможенной службы РФ принимаются решения о формах таможенного контроля, возможностях дальнейшего следования товаров в Россию. При этом белорусские таможенники контролируют не только сведения в документах, но и выборочно фактическое соответствие груза заявленному в документах, в определенных случаях применяют таможенное сопровождение товаров.

В то же время поставки на внутренний рынок Беларуси мясной, рыбной, молочной, плодоовощной продукции вышеуказанных стран осуществляются без изменений. В ГТК также обращают внимание, что попавшие под российские санкции импортные продукты питания могут ввозиться в нашу страну, перерабатываться здесь и далее поставляться на российский рынок. Поэтому белорусские переработчики осуществляют реэкспорт зарубежного продовольствия (но в переработанном виде) в Российскую Федерацию на законных основаниях.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях