$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ТЕХНИКА ОСВОЕНИЯ РЫНКА И УДЕРЖАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

07.06.2011

Группа компаний Bosch в СНГ подвела итоги деятельности в 2010 г. Оказалось, что в Беларуси продажи удвоились по сравнению с 2009 г., достигнув 44 млн. EUR, тогда как в целом в регионе — 770 млн. EUR (+37%). В текущем году группа намерена придерживаться стратегии роста, прозванной «темпами тройного ВВП». Это значит, что если в конкретной стране ВВП вырос на 5%, то группа должна увеличить здесь свои продажи на 15% за год. Исключение сделано лишь для Беларуси. У нас динамика продаж Bosch будет, скорее, следовать движению промышленного роста в целом.

Об этом рассказал президент ООО «Роберт Бош», полномочный представитель группы Bosch в России, Беларуси, Украине и Казахстане Рене ШЛЕГЕЛЬ на пресс-конференции в Москве.

К сожалению, если в прошлом году все направления бизнеса Bosch в Беларуси стремительно росли, то начало 2011 г. заставляет думать, что прошлогодний успех не повторить. Некоторые позитивные ожидания связаны с возможностями нарастить продажи в секторах систем отопления и безопасности. «В Беларуси Bosch накопил большой опыт работы в кризисной ситуации. Я помню, как время от времени возникали вопросы с отсутствием средств, своевременностью платежей, поэтому то, что происходит сейчас, для нас не новость. Полагаю, пригодится опыт 1998 г.: тогда только однажды так и не удалось получить оплату за поставленную продукцию. Мы не оставим своих клиентов наедине с проблемами, сделаем все, чтобы у них всегда был товар в наличии, а также чтобы вместе выйти из кризиса в более здоровом состоянии, чем до него. Ведь когда есть стабильный партнер, то это всегда окупится, особенно если нестабильно все остальное», — уверен президент «Роберт Бош».

НАСТУПЛЕНИЕ кризиса на белорусском рынке все подразделения Bosch почувствовали одинаково: быстро закончились товарные запасы. Для репутации концерна важно, чтобы продукция всегда была на полках — над этим сейчас и работают подразделения группы. «В кризис в любой стране возрастает спрос на сервис и ремонт. Здесь мы к этому готовы. Беларусь была первой страной, где появились автомастерские — Bosch-сервисы. Сейчас эта сеть из 17 объектов работает довольно интенсивно. Возможно, их число увеличится, но пока внимание уделяется расширению существующих, росту пропускной способности сервисов, индикатором которой служит объем продаж диагностического оборудования.

В прошлом году концерн успешно начал экспортировать в Беларусь морозильники и холодильники Bosch, изготавливаемые в Стрельне (Ленинградская область) компанией «БСХ Бытовая техника». В этом году там вышла на полную мощность вторая линия производства холодильников (500 тыс. шт. в год), а через несколько месяцев завершится строительство завода по производству стиральных машин. В этих проектах существует определенная степень локализации производства, поскольку в рамках ТС заключены соглашения, предусматривающие преференции по ввозным пошлинам и НДС в случае, если компоненты производятся местными изготовителями. «Конечно, производство холодильников в Беларуси имеет давние традиции. Такой конкурент достоин уважения. Но всегда очень жаль, когда национальный производитель (любой страны) обращается за господдержкой и получает ее. Когда его так защищают, теряется мотивация становиться лучше, появляется привычка, которая через несколько лет оборачивается утратой конкурентоспособности. Все мы обязаны жить в открытом мире конкуренции, поскольку только так можем лучше служить людям. На рынке есть место для всех, и выбирать должен клиент, это — его право», — наивно полагает Рене Шлегель.

Отвечая на вопрос журналистов об актуальности для Беларуси программ утилизации старых авто, менеджер отметил, что вообще такая схема возможна с любым товаром. «В любом случае такую программу можно начинать, когда в результате вы ожидаете какого-то значимого технологического скачка в конкретной индустрии, — считает Р.Шлегель. — Беларуси приходится импортировать значительное количество энергоносителей. Следовательно, программа утилизации (автомобилей, холодильников или отопительных систем) должна развиваться с таким расчетом, чтобы следующее поколение продукции, не ухудшая свойств основного предназначения, потребляло бы меньше энергии. С такой точки зрения любая программа утилизации отслуживших продуктов была бы для страны правильным шагом».

АВТОМОБИЛЬНЫЕ технологии остаются ведущим направлением для Bosch в регионе. Лидеры продаж — топливные системы для бензиновых и дизельных двигателей, автомобильные системы безопасности, компоненты тормозной системы, рассказал журналистам директор по продажам автомобильных комплектующих ООО «Роберт Бош» Сергей ЦВЕЛОДУБ. В этом году компания продолжит разработку и продвижение экономичных и экологичных дизельных технологий, активных систем безопасности автомобиля, в т.ч. на белорусском рынке.

С начала года концерн наращивает поставки автокомпонентов Минскому моторному заводу, продукция которого устанавливается на отечественные тракторы и автомобили российской группы ГАЗ. По оценке С.Цвелодуба, в целом поставка компонентов для белорусских автомобилестроительных предприятий осуществляется стабильно. Но говорить о создании в нашей стране какого-либо совместного производства пока преждевременно — при незначительных с точки зрения концерна объемах такой проект не окупится. Другая причина в том, что Bosch дорожит статусом независимого поставщика и, как правило, организует совместные производства с изготовителями компонентов, а не с конечными заказчиками, чтобы не вызвать «ревность» других автомобилестроительных компаний. Впрочем, бывают и исключения. К примеру, в Южной Корее такое СП существует. Но в Беларуси подобных планов нет.

Зато Bosch с интересом наблюдает за ходом переговоров о слиянии МАЗа и КАМАЗа — ведь оба предприятия являются клиентами концерна. «Думаю, слияние пойдет на пользу сторонам, усилит возможности синергии в инжиниринговых разработках, в ноу-хау производственной кооперации, — считает С.Цвелодуб. — И если, объединившись, компании смогут увеличить объем рынка, то нас также ждет рост продаж автокомпонентов».

Пока же в январе в Саратове запущено сборочное производство рядных насосов Bosch — первый шаг к локализации в РФ производства компонентов для дизельных двигателей. Сейчас ОАО «Роберт Бош Саратов» выпускает широкую линейку свечей зажигания, жгуты проводов, запланировано производство топливных модулей погружного типа. Bosch пришел в российскую глубинку, чтобы добавить эффективности логистике и использованию приобретенной недвижимости. Теперь здесь обосновались несколько подразделений немецкого концерна. «В России мы открыли завод, т.к. у нас появилась необходимая площадка, близко расположенная к клиенту, имелись все подготовительные документы и прочие факторы, — пояснил президент подразделения «Электроинструменты» «Роберт Bosch ГмбХ» Штефан ХАРТУНГ. — Целесообразно было использовать имеющуюся инфраструктуру, минимальный объем сбыта гарантировал окупаемость. Мы считаем, что в Саратове нам надо объем увеличить в 2–3 раза, прежде чем размышлять о необходимости открытия новых производств». По мнению г-на Хартунга, в белорусских СЭЗ пока невозможна организация производства по выпуску новейших видов электроинструментов, подобного саратовскому: невелики емкость рынка и возможности экспорта. Тем не менее менеджер подчеркнул важность белорусского рынка в стратегии концерна в СНГ. «Для нас важно, чтобы окупились инвестиции в создание сервисного центра, вложенные в 1998 г. Этот центр предлагает самый высокий уровень обслуживания клиентов в вашей стране. Конечно, инвестиции окупаются уже с первого дня работы центра, но следует смотреть не только на экономическую рентабельность, мы ценим удовлетворенность клиентов, для которых поддерживаем широкий ассортимент на складе запасных частей. Рост рыночной доли в сегменте электроинструментов (более 50%) подтверждает, что клиенты довольны. Мы ориентированы на долгосрочную работу и готовы поддерживать партнеров приемлемыми условиями сотрудничества. Но это коммерческие детали, которых мы не раскрываем», — рассказал Ш.Хартунг.

Оксана КУЗНЕЦОВА

СПРАВКА «ЭГ»

Группа компаний Bosch в 2010 г. увеличила объем продаж в России на 36%, до 667 млн. EUR, в Украине — на 12%, до 49 млн. EUR.