$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Течет вода в тарифной трубе

25.11.2016

Обеспечить эффективную работу отечественных водоканалов могут изменения в их корпоративной структуре и тарифной политике. Пути реформирования обсуждались на семинаре, прошедшем в Минске 23 ноября под эгидой Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

В стратегии ЕБРР для Беларуси, утвержденной в сентябре т.г., особое внимание уделяется поддержке структурных реформ и решению проблем муниципального уровня, напомнил новый глава представительства банка в нашей стране Александр Пивоварский. В эту стратегию вполне вписываются крупные инвестиционные проекты в сфере водного хозяйства, над финансированием которых уже несколько лет работают ЕБРР и Северный инвестиционный банк вместе с белорусским правительством.

В реализацию этих проектов вовлечены водоканалы Бреста, Барановичей, Гродно, Слонима и Витебска. Представители данных организаций и местных исполкомов обсуждали на семинаре проект корпоративного развития, подготовленный по заказу ЕБРР финской консалтинговой компанией FCG, которая занимается программами долгосрочного корпоративного развития предприятий. Проект, рассчитанный на 15 лет, включает в себя разработку структуры компании, планирование на будущее и имплементацию международных стандартов учета и отчетности.

Нынешние инвестиции являются первым шагом на пути модернизации водного хозяйства нашей страны, считает руководитель группы консультантов FCG Мартти Лариола. Но, кроме денег, для достижения устойчивого полезного эффекта для населения и окружающей среды необходимы существенные институциональные и стратегические изменения. Поэтому в процессе переговоров о заключении кредитного соглашения с банками белорусское правительство взяло на себя ряд обязательств, в т.ч. поднятие тарифов на воду до уровня, обеспечивающего 100%-ное покрытие затрат, и унификацию тарифов для всех групп потребителей. По мнению М. Лариолы, предприятия, оказывающие услуги водоснабжения и водоотведения, испытывают финансовые трудности именно из-за жесткой тарифной политики, не позволяющей им обходиться без субсидий. Унификация тарифов позволит избавиться от перекрестного субсидирования, которое, по сути, является дискриминационным по отношению к предприятиям.

Представитель Минжилкомхоза напомнил, что снабжение населения питьевой водой входит в компетенцию местных властей в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении». Однако в FCG полагают, что восстановить кредитоспособность водоканалов, их способность выполнять свои текущие и долгосрочные финансовые обязательства перед кредиторами возможно только при условии проведения важных институциональных изменений. В частности, необходимо разделить понятия «поставщик услуг» (муниципалитет) и «производитель услуг» (водоканал). Предоставление услуг водоснабжения и водоотведения всегда будет оставаться зоной ответственности местных администраций. Но производство услуг, по мнению зарубежных экспертов, может передаваться акционированному предприятию (водоканалу) и даже на аутсорсинг.

Нынешняя система сбора платежей с домохозяйств на основе индивидуальных счетчиков воды не избавляет водоканалы от потерь. Иностранные специалисты уверены, что в многоквартирном доме необходим единый общий счетчик для выставления счетов. Порядок распределения расходов на воду FCG предлагает оставить на усмотрение самих владельцев квартир или организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги. Но клиентом водоканала должен считаться многоквартирный или индивидуальный жилой дом, на который следует выставлять общий счет на оплату.

FCG рекомендует белорусским властям преобразовать водоканалы в акционерные общества, находящиеся к коммунальной собственности, позволить им самим принимать тарифные решения, одобренные профессиональным, неполитическим регулятором. Одновременно предлагается поднять в течение 2–3 лет тарифы до уровня, покрывающего 100% операционных и капитальных затрат, унифицировать тарифы для населения и юрлиц, отменить субсидии и принять новое законодательство по взысканию долгов.

Представители исполкомов встретили такие предложения молчанием. Сотрудники водоканалов восприняли советы с благодарностью. Они сознают, что альтернативу рекомендациям FCG и ЕБРР найти трудно, но сомневаются в возможности их воплощения в жизнь. «В наших условиях план развития на 15 лет – это утопия», – заявил один из них. Работники водоканалов на своем опыте знают, как трудно изменить тарифную политику. Они надеются на реформы в своей отрасли, но хорошо понимают, что последнее слово останется за Минжилкомхозом и МАРТ. Возможно, чиновников убедят следующие этапы начатого несколько лет назад проекта по реформированию отечественного водного хозяйства. Впереди – финальный отчет экспертов FCG и разработка «дорожной карты» преобразований.

Автор публикации: Александр ГОРБАЧ