$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ТЕЧЕНИЯ И РИФЫ МОЛОЧНОГО ОКЕАНА©

17.07.2015

 

На Беларусь приходится 4,5% мирового экспорта молочной продукции. Однако по поставкам сливочного масла мы занимаем 4-ю позицию, сырого и сухого обезжиренного молока — 5-ю, а сухой молочной сыворотки — 3-ю. В последние годы белорусские молокоперерабатывающие предприятия стремятся продвигать свою продукцию на европейские и азиатские рынки. В мире сегодня предложение молока превышает спрос, а цены падают. Оценить сложившуюся ситуацию попытались участники экспортного форума «Беларусь молочная», прошедшего недавно в Минске.

За январь–май Беларусь экспортировала молочной продукции на 2,2 млрд. USD, сообщил, выступая на форуме, первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич. Однако если в натуральном выражении поставки выросли на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., то их стоимость из-за падения цен снизилась на 24%. В частности, сухое обезжиренное молоко подешевело на 46%, масло сливочное — на 32%, сыры — на 12%. Это заставляет перерабатывающие предприятия корректировать свои планы, переходя на более выгодную продукцию. Поэтому основную долю в экспорте сейчас занимают сыры. Хотя мировые цены на сухое молоко сейчас составляют 1,8–2 USD/кг, белорусским экспортерам в России пока удается продавать его по 2,8–3,2 USD, рассказал Л.Маринич. Чтобы закрепиться на внешних рынках и остаться конкурентоспособными, переработчикам надо еще больше снизить затраты и повысить надои до 7– 9 т.

В прошлом году в Беларуси производство молока достигло 6,7 млн. т, а до 2020 г. его планируется довести до 9 млн. т, сообщил начальник управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов. Наша страна поставила в 60 стран мира продовольственных товаров более чем на 4,5 млрд. USD, из которых 62,8% — молочные продукты. В частности, было экспортировано более 117 тыс. т сыров, 57 тыс. т сухого обезжиренного молока, 66 тыс. т сливочного масла. Это стало возможным благодаря увеличению производства сельскохозяйственного сырья и гибкой реакции производителей на изменение спроса, считают в Минсельхозпроде. Так, производство сыров выросло в 2014 г. по сравнению с 2013-м на 25%, сыворотки — на 31%, масла — на 8%, цельномолочной продукции — на 3%, СОМ — на 5%.

Отметим, что в прошлом году, по данным Белстата, производство молока в хозяйствах всех категорий увеличилось по сравнению с 2013-м всего на 1,1%, до 6,7 млн. т, зато за 5 месяцев т.г. по сравнению с январем–маем 2014 г. — на 6%. При этом рентабельность реализуемого молока в сельхозорганизациях выросла с 22,9% в 2011 г. до 26,4% в 2014-м.

За последние 8 лет объем производства молока в мире вырос на 28% и достиг в прошлом году 814 млн. т, сообщил на форуме исполнительный директор российского НП «Вема» Василий Редин. При этом рынки Юго-Восточной Азии, Африки и Океании растут быстрее, чем европейский, где наблюдается снижение цен и объемов производства. На российском рынке в январе–апреле предложение молока впервые за последние годы выросло на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Однако затраты на его производство у наших соседей увеличились почти на 30%, что делает отрасль инвестиционно непривлекательной и по-прежнему неконкурентоспособной. При этом, несмотря на эмбарго и усилия по импортозамещению, поставки из-за рубежа держатся на уровне 8 млн. т.

Сегодня одной из главных задач на молочном рынке специалисты считают борьбу с волатильностью цен, вызванную разбалансировкой объемов производства сырья и перерабатывающих мощностей, а также ситуацией со спросом.

Выровнять цены можно с помощью более широкого применения государственных интервенций и биржевой торговли, полагают некоторые бизнесмены. По словам директора ООО «Славфуд» Алексея Гритусева, через товарные биржи продается всего 7% производимого в мире молока. При этом колебания потребления из-за глобальных кризисов на основных рынках на 1–2% приводят к всплескам биржевых цен в 2–3 раза. Рыночные колебания на сырье не являются проблемой, пока не пересекают точку безубыточности для производителей, полагает А.Гритусев. К тому же, изымая с рынка через механизм госзакупок 10–15% продукции, можно останавливать провалы цен.

Например, в прошлом году ЗАО «Мясо-молочная компания» провела интервенцию на 50 млн. USD, удержав внутренний молочный рынок от падения, и до сих пор несет бремя убытков из-за ухудшения внешней конъюнктуры. Теперь «Мясо-молочная компания» ждет подписания указа о господдержке, надеясь на получение таких же льготных кредитов, как и производители.

Надежды на рост спроса и цен в России не оправдались — покупательная способность россиян упала, а ниша, освободившаяся в связи с запретами на поставки молочной продукции из ЕС и США, оказалась куда меньше, чем ожидали белорусские производители. Как рассказала эксперт молочного рынка России Марина Петрова, за январь–апрель в пересчете на молоко поставки в Россию из Беларуси молочных продуктов выросли на 10%, в т.ч. творога — на 11%, сыров — на 6,5%, СОМ — на 34%, молочной сыворотки — на 23%, а цельномолочной продукции — сократились на 5%. В то же время российские производители увеличили производство сливочного масла на 7%, сыров — на 30%. Однако снижение доходов заставило россиян существенно пересмотреть свою потребительскую корзину — например, потребление сыров сократилось на 36,5%. В придачу резко выросло присутствие на рынках дешевых низкокачественных продуктов.

Все эти факторы делают перспективы развития отечественной молочной индустрии весьма туманными. Кризис в России заставил белорусских производителей активнее искать другие рынки. Начаты поставки на Филиппины, в Нигерию, Сирию, ОАЭ, Болгарию, Великобританию. На страны вне СНГ приходится сегодня 48% экспорта, из которого страны Азии и Океании — 41%, ЕС — 24%, Африки — 9%. Планируется закрепление на рынках Литвы, Латвии, Польши, Германии. К сожалению, здесь возможности поставок затруднены высокими ввозными пошлинами. Тем не менее уже 15 предприятий прошли сертификацию на право поставок в Китай, Индонезию, ЕС. Несмотря на трудности, за 5 месяцев т.г. удалось добиться неплохих результатов: в 2 раза увеличены поставки в страны Азии, в 1,3 раза — в США, в 6 раз — в Африку. При этом приходится совершенствовать продукцию, подгоняя ее под требования новых рынков. Облегчить выход на них, по мнению технического директора украинской «Ассоциации производителей молока» Михаила Белоконя, может объединение усилий производителей Беларуси и Украины. Он предложил создавать пулы, вести общие поставки молока через черноморские порты в Африку и Азию.

Будем надеяться, что все эти шаги принесут успех белорусским производителям.

Оксана КУЗНЕЦОВА