Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
15.12.2015 41 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тарификация водителей, определение тарифных ставок (окладов)©

В 2015 г. завершается процесс перетарификации водителей автомобилей. По ее результатам каждому водителю присвоен квалификационный разряд, сделана соответствующая запись в трудовой книжке, после чего профессия «водитель автомобиля», как и большинство других профессий рабочих, стала тарифицироваться по разрядам. Перетарификация проведена без отмены ранее присвоенных водителям классов, надбавок за классность и снижения их заработной платы. Предлагаем рассмотреть содержание проведенной работы и связанный с ней порядок определения тарифных ставок (окладов) водителей автомобилей.

Тарификация рабочих – присвоение рабочим квалификационных разрядов, категорий, классов (далее – разряды) на основании требований тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих (п. 2 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.03.2004 № 34 (далее – Общие положения ЕТКС)).

Постановление Минтруда и соцзащиты от 27.10.2014 № 94 «О внесении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (далее – постановление № 94) коренным образом изменило тарификацию водителей. Если до того тарификация водителей и выполняемых ими работ осуществлялась по классам, то после принятия постановления № 94 – по разрядам с сохранением классов.

Согласно Разъяснению Минтруда и соцзащиты к постановлению № 94 (далее – Разъяснение) установленные с 1.01.2015 г. водителям автомобилей разряды определяют сложность выполняемой работы по управлению механическими транспортными средствами, а классы учитывают опыт их безаварийной работы в качестве водителей автомобилей и соблюдение ими правил дорожного движения.

В новой редакции действующей тарифно-квалификационной характеристики водителя автомобиля приведены конкретные требования для присвоения соответствующих разрядов и классов.

Требования к присвоению разрядов

Тарифно-квалификационная характеристика водителя автомобиля содержит следующие показатели для присвоения разрядов при:

– управлении механическими транспортными средствами категории «В» либо «ВЕ» – 4-й разряд;

– управлении механическими транспортными средствами категории «С» либо «СЕ», кроме грузовых автомобилей (автоподъемов) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа) – 5-й разряд;

– управлении механическими транспортными средствами категории «D» либо «DE», автомобилями МЧС, предназначенными для реализации мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, автомобилями скорой (неотложной) медицинской помощи – 6-й разряд;

– управлении механическими транспортными средствами категории «СE»: грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа) – 7-й разряд.

Кроме того, для управления автомобилями, оборудованными специальной световой и звуковой сигнализацией, дающей право на преимущество при движении на дорогах, необходим стаж управления механическим транспортным средством в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее 1 года.

Категории механических

транспортных средств

Согласно ст. 24 Закона от 5.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее – Закон № 313-З) автомобильные транспортные средства относятся к следующим категориям:

– категория «В» – автомобили, технически допустимая общая масса которых не превышает 3,5 тыс. кг и число мест для сидения которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8; автомобиль категории «В», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 кг; автомобиль категории «В», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно не превышает 3,5 тыс. кг;

– категория «С» – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», технически допустимая общая масса которых превышает 3,5 тыс. кг; автомобиль категории «С», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 кг;

– категория «D» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения, помимо сиденья водителя; автомобиль категории «D», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 кг;

– категория «ВЕ» – автомобиль категории «В», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобиль категории «В», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 кг, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно превышает 3,5 тыс. кг;

– категория «СЕ» – автомобиль категории «С», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 кг;

– категория «DЕ» – автомобиль категории «D», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 кг.

Требования к присвоению классов

Согласно тарифно-квалификационной характеристике водителя автомобиля порядок и условия присвоения (повышения или снижения) классов водителям автомобилей определяются в локальных нормативных актах (ЛНПА).

Для присвоения 2-го класса требуются: непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее 2 лет; отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних 2 лет работы.

Для присвоения 1-го класса требуются: непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля 2-го класса, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее 1 года; отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних 3 лет работы.

Справочно: стаж работы в качестве водителя автомобиля подтверждается при приеме его на работу записями в трудовой книжке, а при необходимости – справками с предыдущих мест работы, заверенными копиями приказов или трудовых договоров (контрактов). Стаж управления автомобилем подтверждается водительским удостоверением и документами, удостоверяющими владение и пользование автомобилями. При этом классы, присвоенные водителям автомобилей в установленном порядке до 1.01.2015 г., сохраняются. Согласно примечанию к тарифно-квалификационной характеристике водителя автомобиля порядок и условия присвоения (повышения или снижения) классов водителям автомобилей определяются нанимателем в ЛНПА.

Перетарификация водителей автомобилей

Практическая реализация новых положений по тарификации водителей автомобилей осуществляется через их перетарификацию. В соответствии с Разъяснением наниматели до 1.01.2015 г. должны были издать приказы о перетарификации с установлением каждому конкретному водителю автомобиля соответствующего разряда в зависимости от управляемого типа и категории механического транспортного средства, без вызова работников на заседание квалификационной комиссии.

Справочно: наименование профессии работника должно устанавливаться в строгом соответствии с квалификационными справочниками (ст. 19 ТК).

Согласно Разъяснению при осуществлении в организациях перетарификации водителей автомобилей наниматели должны использовать таблицу перевода классов, установленных в квалификационных характеристиках, действующих до 1.01.2015 г., на разряды, установленные с 1.01.2015 г. в тарифно-квалификационных характеристиках (табл. 1).

Таблица 1

Перетарификация профессии «Водитель автомобиля»

Наименование категории механического транспортного средства     Тарификация по характеристике               Основание

            до 1.01.2015 г.           после 1.01.2015 г.    

Категория «В»          3          4          Ст. 61 ТК;выпуск 52 ЕТКС

Категория «ВЕ»       2–3                 

Категория «С»          2–3      5         

Категория «СЕ» (грузоподъемностью до 60 т)    2                     

Категория «D»          1–2      6         

Категория «DE»       1–2                 

Категория «CE» (грузоподъемностью свыше 60 т)        1–2      7         

При закреплении за водителем автомобиля нескольких автомобилей разного типа и категорий механического транспортного средства разряд устанавливается по небольшому удельному весу выполняемой работы, если иное не определено законодательством.

По результатам перетарификации наниматели должны были внести в трудовые книжки водителей автомобилей запись о присвоении им соответствующего разряда.

В дальнейшем присвоение разрядов и классов производится нанимателем в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или иным ЛНПА, в соответствии с законодательством через соответствующую квалификационную комиссию.

Рассмотрим вопросы, предшествующие присвоению разрядов и классов водителям автомобилей.

Подготовка водителей автомобилей

В соответствии со ст. 28 Закона № 313-З услуги по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) оказываются организациями, имеющими сертификат соответствия Национальной системы подтверждения РБ на эти услуги.

Документом, подтверждающим прохождение подготовки, переподготовки водителей механических транспортных средств, является свидетельство, выдаваемое по форме, утв. постановлением Минтранса от 29.09.2014 № 34. Лица, получившие свидетельство, сдают квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством. Прием этих экзаменов осуществляется экзаменационными комиссиями экзаменационных подразделений органов ГАИ по правилам, предусмотренным Инструкцией о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора), утв. постановлением МВД от 22.02.2011 № 67.

Лицам, успешно сдавшим квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством, выдается водительское удостоверение установленного образца (и талон к нему) с отметкой категории того транспортного средства, на право управления которым сдан экзамен.

Лица, получившие водительское удостоверение (и талон к нему), допускаются к участию в заседании квалификационной комиссии по присвоению разрядов водителям автомобилей.

Создание квалификационной

комиссии в организации

Согласно п. 13 Общих положений ЕТКС вопрос о присвоении (повышении) квалификационного разряда рабочему рассматривается квалификационной комиссией организации (производственного структурного подразделения).

Квалификационная комиссия организации создается по приказу (распоряжению) нанимателя в порядке, установленном п.п. 15–17 Общих положений ЕТКС.

Председателем квалификационной комиссии назначается уполномоченное должностное лицо нанимателя (как правило, главный инженер, заместитель руководителя организации). Членами комиссии могут быть назначены руководители (специалисты) соответствующих производственных структурных подразделений организации: руководитель (специалист) структурного подразделения, занимающийся вопросами кадров (подготовки кадров), труда и заработной платы; руководитель (специалист) структурного подразделения по охране труда; представители профсоюза.

Кроме того, к рассмотрению вопроса о присвоении (повышении) разряда квалификационная комиссия при необходимости может привлекать представителей экзаменационных подразделений ГАИ, органов государственного специализированного надзора и контроля за соблюдением требований безопасности труда на производстве, а также квалифицированных рабочих соответствующих профессий, высококвалифицированных специалистов родственных организаций, преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений профессионально-технического образования.

При проведении квалификационных экзаменов по профессиям для работ на объектах, поднадзорных социально уполномоченным государственным органам надзора и контроля, в состав квалификационных комиссий включаются представители этих организаций.

В небольших организациях, где нет возможности создать квалификационную комиссию соответствующего профиля для присвоения (повышения) разрядов рабочих, могут привлекаться квалификационные комиссии соответствующих учреждений профессионально-технического образования.

Порядок рассмотрения вопроса присвоения разрядов водителям автомобилей

Рассмотрение квалификационной комиссией вопроса присвоения разряда водителю автомобиля производится на основании его заявления и представления руководителя соответствующего структурного подразделения при наличии в водительском удостоверении водителя автомобиля отметки категории механического транспортного средства, на управление которым он получил право в ГАИ.

В связи с этим водители автомобилей, прошедшие обучение и успешно сдавшие в ГАИ квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством, представляют в отдел кадров организации свидетельство о прохождении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и водительское удостоверение с отметкой категорий механического транспортного средства, право на управление которым они получили. На основании этих документов и других данных отдел кадров готовит квалификационной комиссии необходимые материалы для рассмотрения вопроса о присвоении разряда водителям автомобилей.

Таблица 2

Примерная форма представления к рассмотрению вопроса о присвоении разрядов водителям автомобилей*

Ф.И.О. водителя автомобиля         До обучения водитель имел                       После обучения водитель автомобиля получил право на управление автомобилем, отнесенным к категории транспортного средства            Предложения в квалификационную комиссию: рекомендовать присвоить разряд

            право на управление автомобилем, отнесенным к категории транспортного средства       разряд            

Князев К.К.   –          –          В         4

Павлов П.П.  ВЕ       4          ВЕ, С  5

Смирнов С.С.           СЕ (грузоподъемностью до 60 т)   5          СЕ (грузоподъемностью до 60 т), D          6

Фомин Ф.Ф.  DE      6          DE, СЕ (грузоподъемностью

свыше 60 т)   7

*Последовательность получения права на управление механическим транспортным средством соответствующей категории может быть любая. Например, имея право на управление механическим транспортным средством категории «В», после соответствующей переподготовки водитель автомобиля может получить право на управление механическими транспортными средствами категорий «С», «D» и т.д.

Проверка теоретических знаний и практических навыков производится в соответствии с требованиями, предусмотренными тарифно-квалификационной характеристикой водителя автомобиля. Он должен ответить на вопросы, относящиеся к содержанию разделов «Характеристика работ» и «Должен знать». При необходимости он должен показать практические приемы и способы выполнения тех или иных видов работ, входящих в круг его обязанностей (оформление путевых листов, товарно-транспортных накладных документов по учету работы автомобиля и др.).

Рабочие, непосредственно занятые управлением и обслуживанием транспортных средств (т.е. водители), по условиям выполняемой работы должны владеть слесарным делом (иметь смежную профессию) в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих в процессе работы транспортных средств, и при необходимости принимать участие в их ремонте (п. 8 Общих положений ЕТКС).

С учетом норм ст. 61 ТК и п. 8 Общих положений ЕТКС при решении вопроса о присвоении (повышении) разряда и класса работнику могут учитываться дополнительные требования: участие в ремонте автомобилей для приобретения навыков в слесарном деле; отсутствие ДТП по вине водителя, случаев нарушений правил дорожного движения, технической эксплуатации автомобилей, охраны труда и др.

Заключение квалификационной комиссии о присвоении разряда оформляется протоколом.

Протокол № 3

заседания квалификационной комиссии ОАО «Альфа»

25 июня 2015 г.

 

Присутствовали:

Председатель квалификационной комиссии                  главный инженер ОАО «Альфа» Иванов И.И.

Секретарь квалификационной комиссии            специалист по кадрам ОАО «Альфа» Петрова П.П.

Члены квалификационной комиссии:

начальник отдела кадров                                       Петров П.П.

начальник отдела труда и заработной платы                  Марков М.М.

инженер по охране труда                                       Ильин И.И.

председатель профкома                                          Костин К.К.

 

О присвоении квалификационных разрядов

водителям автомобилей

С представлением водителей автомобилей к присвоению разрядов выступил начальник отдела кадров Петров П.П.

Слушали: водителей автомобилей Князева К.К., Павлова П.П., Смирного С.С., Фомина Ф.Ф., которые дали ответы на вопросы членов квалификационной комиссии.

Решили: рекомендовать нанимателю присвоить разряды водителям автомобилей согласно заключению, приведенному в приложении.

Приложение. Заключение квалификационной комиссии о присвоении разрядов водителям автомобилей.

Ф.И.О. водителя автомобиля         До обучения водитель имел                       После обучения водитель автомобиля получил право на управление автомобилем, отнесенным к категории транспортного средства            Заключение квалификационной комиссии: рекомендовать присвоить разряд

            право на управление автомобилем, отнесенным к категории транспортного средства       разряд            

Князев К.К.   –          –          В         4

Павлов П.П.  ВЕ       4          ВЕ, С  5

Смирнов С.С.           СЕ (грузоподъемностью до 60 т)   5          СЕ (грузоподъемностью до 60 т), D          6

Фомин Ф.Ф.  DE      6          DE, СЕ(грузоподъемностью свыше 60 т) 7

Председатель                        Иванов                                  И.И. Иванов

Секретарь                              Петрова                     П.П. Петрова

Члены комиссии                  Петров                                   П. П. Петров

                                               Марков                                  М.М. Марков

                                               Ильин                        И.И. Ильин

                                               Костин                                  К.К. Костин

На основании заключения квалификационной комиссии наниматель издает приказ (распоряжение) о присвоении разрядов (классов) и вносит соответствующую запись в трудовую книжку водителя автомобиля.

Издание нанимателем приказа о присвоении разряда, ознакомление с ним водителя автомобиля после прохождения соответствующего инструктажа является основанием к допуску водителя автомобиля к управлению тем механическим транспортным средством, которое соответствует присвоенному водителю автомобиля разряду.

Определение тарифных ставок

водителей автомобилей

Согласно Указу Президента от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области охраны труда» коммерческие организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно принимают решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС) при определении условий оплаты труда работников.

С учетом Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67), тарифные ставки (оклады) работников могут устанавливаться на основе: ЕТС; тарифной сетки, определенной тарифным (локальным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (ТС); без применения ЕТС или ТС.

Определение тарифных ставок

на основе ЕТС

При формировании тарифных ставок на основе ЕТС наниматель может определять их путем последовательного умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки 1-го разряда, установленный работнику по его профессии (должности), и на коэффициент повышения по технологическим видам работ (п. 9 Рекомендаций № 67).

Для водителей автомобилей кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда предусмотрены в приложении 3 к Рекомендациям № 67, а коэффициенты повышения по технологическим видам работ не предусмотрены.

Наряду с этим по результатам перетарификации водителям автомобилей присвоены разряды, что предоставило возможность нанимателю определить их тарифные ставки исходя из тарифных коэффициентов ЕТС. Однако тарифные коэффициенты, соответствующие присвоенным водителям автомобилей разрядам, заметно ниже кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда, что влечет снижение их тарифных ставок. Так, 4-му разряду ЕТС соответствует тарифный коэффициент 1,57, в то время как кратный размер тарифной ставки 1-го разряда по легковому автомобилю определен в Рекомендациях № 67 – 2,08.

Следует обратить внимание, что проведение перетарификации работ в соответствии с нормами постановления № 94 не обязывает нанимателей изменять действующую в организации систему оплаты труда водителей автомобилей. При этом снижение размеров заработной платы, отмена каких-либо видов выплат водителям автомобилей в связи с перетарификацией работ не допускается, в т.ч. надбавки за классность.

Таким образом, тарифные ставки водителей автомобилей могут определяться исходя из как тарифных коэффициентов ЕТС, так и кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда.

При определении тарифных ставок водителей автомобилей исходя из тарифных коэффициентов ЕТС наниматель не должен допустить снижения их заработной платы по сравнению с уровнем заработной платы, исчисленной исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда. Для недопущения указанного снижения с учетом финансовых возможностей организации наниматель вправе:

– установить водителям автомобилей иной размер тарифной ставки 1-го разряда, более высокий, чем действующий в организации для других категорий работников;

– воспользоваться основаниями для повышения тарифных ставок, предусмотренных п. 9.5 Рекомендаций № 67, установив их в ЛНПА;

– увеличить водителям автомобилей размер надбавки за классность и т.д.

По-прежнему многие наниматели в расчете тарифных ставок водителей автобусов продолжают использовать кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда, полагая, что они наиболее полно отражают соотношение размеров тарифных ставок водителей автобусов в зависимости от класса и типа автобуса, его габаритной длины, сложности и специфики управления автобусом. Данные кратные размеры приведены в табл. 3.

Таблица 3

Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда

водителей автобусов

Класс автобуса         Габаритная длина автобуса, м        Общие            При работе на городских и экскурсионных маршрутах в г. Минске, при оказании медицинской помощи населению, осуществлении санитарно-эпидемиологических мероприятий (кроме скорой медицинской помощи)

Особо малый до 5     2,33     2,48

Малый           от 5 до 6,5      2,44     2,53

            от 6,5 до 7,5   2,53     2,63

Средний        от 7,5 до 9,5   2,63     2,72

Большой        от 9,5 до 11    2,72     2,85

            от 11 до 12     2,85     2,96

            от 12 до 15     2,96     3,11

            от 15 до 18     3,11     3,24

            18 и более      3,24     3,35

Пример 1. Для оплаты труда работников в организации применяется ЕТС. Тарифная ставка 1-го разряда установлена в размере 2,5 млн. Br. Водитель 6-го разряда с тарифным коэффициентом по ЕТС 1,9 имеет право на управление автобусами всех классов и габаритов, указанных в табл. 3 (механические транспортные средства категорий «D» и «DЕ»). Водитель работает на автобусе МАЗ-104, габаритная длина которого 11,985 м, на городском маршруте в Минске. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для данного автобуса определен по табл. 3 – 2,96. В контракте с водителем автобуса предусмотрено повышение его тарифной ставки в размере 20 %.

Месячная тарифная ставка, определенная исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда, составит 8 880 000 Br (2 500 000 х 2,96 Х 1,2).

Месячная тарифная ставка, определенная исходя из тарифного коэффициента по ЕТС, составит 5,7 млн. Br (2 500 000 х 1,9 х 1,2). В этом случае, чтобы не произошло снижение заработной платы водителя автобуса, наниматель должен увеличить размеры повышения тарифной ставки по контракту с 20 до 50 % и тарифной ставки 1-го разряда с 2 500 000 до 3 116 000 Br. Месячная тарифная ставка составит 8 880 600 Br (3 116 000 х 1,9 х 1,5).

Определение тарифных ставок

на основе ТС

При определении тарифных ставок водителей автомобилей на основе ТС наниматель может использовать те же приемы и методы их исчисления, что и при определении на основе ЕТС, в т.ч. их повышение в соответствии с финансовыми возможностями организации (п. 10 Рекомендаций № 67).

При разработке ТС наниматель может установить другое количество разрядов по сравнению с ЕТС, увеличить межразрядное соотношение (например, не 7%, как в ЕТС, а 15%), предусмотреть иные тарифные коэффициенты по сравнению с ЕТС. Таким образом, разрабатывая свою ТС, наниматель может максимально приблизить тарифные разряды водителей автомобилей к ранее действующим кратным размерам тарифной ставки 1-го разряда. Пример установления тарифных коэффициентов водителям автомобилей соответствующих разрядов действующей в организации ТС приведен в таблице 4.

 Таблица 4

Пример установления размеров тарифных

коэффициентов водителям автомобилей на основе ТС

Наименование должности  ТС                   ЕТС   

            Раз-

ряд      Тарифный коэффициент     Раз-

ряд      Тарифный коэффициент

Водитель автомобиля          4          2,00     4          1,57

            5          2,15     5          1,73

            6          2,20     6          1,9

            7          2,30     7          2,03

Пример 2. Коммерческая организация провела перетарификацию водителя легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя 1,9 л. Водитель имеет право на управление механическим транспортным средством категории «В», и ему присвоен 4-й разряд. До тарификации его месячная тарифная ставка определялась исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда, равного 2,12. Действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда – 2,4 млн. Br. В контракте, заключенном с водителем автомобиля, предусмотрено повышение его тарифной ставки в размере 30%. В этом случае его месячная тарифная ставка будет равна 6 614 400 Br (2 400 000 х 2,12 х 1,3).

После перетарификации месячная тарифная ставка водителя автомобиля определена исходя из тарифного коэффициента 2,00 ТС, действующего в организации (табл. 4), и составит 6 240 000 Br. В целях недопущения снижения заработной платы водителя автомобиля наниматель увеличил размер повышения тарифной ставки, предусмотренный в контракте, с 30 до 38%. Месячная тарифная ставка составила 6 624 000 Br (2 400 000 х 2,00 х 1,38).

Определение тарифных ставок

без применения ЕТС или ТС

С учетом п. 11 Рекомендаций № 67 тарифные ставки водителей автомобилей без применения ЕТС или ТС могут определяться нанимателем путем установления им фиксированных либо плавающих тарифных ставок.

Пример 3. Коммерческая организация не применяет в оплате труда ЕТС и ТС. Водителям автомобилей установлены плавающие тарифные ставки в кратных размерах установленного бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения. Это предусмотрено в Положении об оплате труда работников организации.

Расчет месячной тарифной ставки водителя автомобиля-фургона Mercedes-410 грузоподъемностью 3 т приведен в табл. 5.

Таблица 5

Расчет тарифной ставки

Период 2015 г., за который определена месячная тарифная ставка     Нормативный правовой акт            Бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения, Br         Кратный размер бюджета прожиточного минимума   Повышение тарифной ставки, предусмотренное контрактом, %        Месячная тарифная ставка, Br

Январь           Постановление Минтруда и соцзащиты от 17.10.2014 № 92    1 510 040        3,5       20        6 342 168

Февраль–апрель       Постановление Минтруда и соцзащиты от 21.01.2015 № 4      1 549 790        3,5       20            6 509 118

Май–июль     Постановление Минтруда и соцзащиты от 23.04.2015 № 28    1 627 600        3,5       20        6 835 920

Август–октябрь        Постановление Минтруда и соцзащиты от 20.07.2015 № 45    1 719 890        3,5       20            7 223 538

Ноябрь–

декабрь          Постановление Минтруда и соцзащиты от 20.10.2015 № 60    1 725 700        3,5       20        7 247 940

По результатам перетарификации для отдельных водителей автомобилей нанимателем могут быть установлены персональные условия оплаты труда, которые предусматриваются в контрактах, заключенных с этими водителями автомобилей.

Пример 4. Руководитель коммерческой организации пригласил на работу на служебном легковом автомобиле Lexus Ls 570 водителя, имеющего право на управление механическими транспортными средствами категорий «В», «С», «D» и «DE», присвоенные ему 6-й разряд и 1-й класс. В контракте ему установлены следующие условия оплаты труда:

– месячная тарифная ставка в размере среднемесячной заработной платы по организации;

– повышение месячной тарифной ставки по контракту в размере 25%;

– надбавка за классность в размере 30% месячной тарифной ставки.

В декабре 2015 г. среднемесячная заработная плата по организации составила 6 млн. Br. Заработная плата водителя составит 9,3 млн. Br (6 000 000 х 1,25 + 6 000 000 х 0,3).

Таким образом, произведенная перетарификация работ по профессии «Водитель автомобиля» не предполагает изменение действующих условий оплаты труда водителей автомобилей.

Им, как и прежде, могут устанавливаться различные системы оплаты труда, надбавки за классность, профессиональное мастерство, стаж работы, доплаты за работу в ночное время (ночную смену), совмещение профессий, за разделение рабочего дня на части, за работу с вредными условиями труда, премии, бонусы и другие выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.

Николай СВИРИД, экономист

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by