$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ТАРИФ ПОДДЕРЖКИ АВТОПРОМА©

04.03.2014

С 1 марта за каждый автомобиль, ввозимый в страну, предстоит уплачивать утилизационный сбор. Его размер рассчитывается по ставке, умноженной на коэффициент. Базовые ставки сбора и применяемые коэффициенты установлены в приложении к постановлению Совмина от 27.02.2014 № 172.

Так, базовая ставка к транспортным средствам категории M1 (легковые автомобили), в т.ч. повышенной проходимости категории G, а также к специальному и специализированному автотранспорту этих категорий эквивалентна 20 тыс. RUB. Коэффициент, применяемый к базовой ставке утильсбора, для автомобилей, ввозимых физлицами для личного пользования, вне зависимости от рабочего объема двигателя, с даты выпуска которых прошло менее трех лет, составляет 0,1, более трех лет — 0,15. Для легковых автомобилей с электродвигателями, кроме транспорта с гибридной силовой установкой, будет применяться коэффициент 0,86 (до трех лет) и 5,3 (более трех).

Для юридических лиц базовая ставка установлена в размере, эквивалентном 150 тыс. RUB в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка на день уплаты, т.е. на 3 марта это 40 575 тыс. Br, или более 3 тыс. USD. Величина сбора будет рассчитываться с учетом вида и категории автотехники с применением коэффициентов от 0,5 до 40 исходя из полной массы транспортных средств, а также года их выпуска. Одновременно МНС постановлением от 17.02.2014 № 10 установило форму документа, подтверждающего уплату утилизационного сбора.

Таким образом, несмотря на заверения чиновников, введение сбора приведет к существенному удорожанию автомобилей для покупателей. К тому же уплата аналогичного сбора в России не освобождает от его уплаты в Беларуси при последующем ввозе автомобилей из РФ.

По мнению Белорусской автомобильной ассоциации, система платежей и ставок уплаты сбора приведет к оттоку капитала из страны. Как только автолюбители поймут, что машины выгоднее покупать в России, то не менее 1 млрд. USD будет уходить за рубеж и оседать на счетах нерезидентов. Вряд ли это пойдет на пользу платежному балансу, госбюджету и финансовому рынку республики. Например, в России в прошлом году на 1 тыс. населения продано примерно 15 новых легковых автомобилей, в Казахстане — около 10, в Украине — почти 5, а в нашей стране — менее 3. По оценкам, в 2013 г. на новые автомобили у нас приходится немногим более 1/3 продаж, и эту тенденцию кавалерийским законодательным наскоком не преодолеть.

С точки зрения потребителей утилизационный сбор гораздо больше похож на налог на импорт, чем на природоохранную меру. А декларируемая функция защиты отечественного производителя не только противоречит обязательствам страны в рамках ЕЭП, но и в гораздо большей степени защищает российский автопром от любых конкурентов, в т.ч. белорусских.

В соответствии с решением комиссии ЕЭК № 100 Беларусь должна одновременно снизить и ставки таможенных пошлин. Это отчасти компенсирует их плательщикам — импортерам автомобилей расходы про уплате сбора. Но уже очевидно, что такой компенсационный эффект не всегда будет достигнут, говорит заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Сергей Варивода. По его оценкам, введение сбора меньше отразится на физических лицах, ввозящих новые машины. Совсем не пострадают те, кто купит автомобили, производимые в Беларуси. Главный удар придется на покупателей машин, изготавливаемых в зоне свободной торговли СНГ, но за пределами Таможенного союза, т.е. в Украине и Узбекистане. Им придется платить сбор по достаточно высоким ставкам. Отразится он и на покупателях автомобилей, производимых в России, причем в первую очередь на любителях бюджетных иномарок, на которые приходится около половины продаж.

Покупатели автомобилей, ввозимых из-за пределов ТС с уплатой таможенной пошлины, по-разному ощутят компенсационный эффект. Например, для ввозимого дилером легкового автомобиля таможенной стоимостью 10 тыс. USD с объемом двигателя 1,5 л компенсационный эффект составит 1/6 часть таможенной пошлины, т.е. примерно 375 EUR. При этом придется уплатить сбор в размере 26,8 тыс. RUB (около 550 EUR). Таким образом, автомобиль дорожает примерно на 175 EUR. Для автомобилей с малым объемом двигателя, но большой таможенной стоимостью, например Audi Q5 (цена — 30 тыс. USD), снижение таможенной пошлины сэкономит 1,5 тыс. USD, а сбор составит почти 750 USD.

Специалисты отмечают противоречие между уровнем ставок сбора в постановлении № 172. Например, равные по габаритам и массе автомобили, имеющие 8 и 9 пассажирских мест, относятся к разным категориям: М1 и М2. На этом основании размер сбора для них различается в 3 с лишним раза: 51,2 тыс. и 180 тыс. RUB, хотя затраты на утилизацию таких машин одинаковы.

До сих пор нет единого мнения, кто является плательщиком сбора при реализации остатков автомобилей, ввезенных из ТС без выпуска в свободное обращение, без оформления таможенной декларации до вступления в силу Указа от 4.02.2014 № 64 и поставленных на учет после 1 марта: продавец (дилер) или покупатель. Что касается машин, ввозимых из ТС после 1 марта, то плательщиком сбора будет импортер. Постановлением № 172 также утверждено Положение о порядке и условиях принятия организацией, производящей (изготавливающей) транспортные средства, обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств. Производители, осуществляющие промсборку с набором названных в Положении работ и включенные в специальный реестр, должны будут за свой счет обеспечить прием своих машин, пришедших в негодность, их доставку в пункты приема и утилизацию отходов. Это тоже повлечет немалые расходы (если производители будут выполнять свои обязательства), которые войдут в цену продукции.

Пока же с 1 марта автодилеры начнут включать в цены утилизационный сбор. Его размер для некоторых машин по ставкам, введенным постановлением № 172, по мнению дилеров, превышает их прибыль, причем иногда в несколько раз. «Если автодилеры не возьмут сбор на свою маржинальную доходность, а формально заложат его в цены, то машины станут неконкурентоспособными в сравнении с продукцией российских дилеров, что будет толкать наших граждан вывозить валюту из страны. Мы будем этому препятствовать, но все же это скажется на налоговых поступлениях, потому как наша доходность станет еще меньше», — уверен председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.

Он также отметил, что работу автодилеров сегодня осложняет решение Нацбанка не продлевать лицензии на торговлю автомобилями за валюту. «После завершения действия таких лицензий мы вынуждены будем формировать цены в белорусских рублях и закладывать в них потери по конвертации, а банк, принимая валюту от клиента, будет взимать плату за свои услуги. В результате покупатель потеряет 1–1,5% от стоимости автомобиля только на конвертации, — подсчитал С.Михневич. — Это также подтолкнет покупателей к покупке машин в России. А мы хотим, чтобы наши граждане покупали автомобили в своей стране и налоги с них шли в белорусский бюджет».

Представители БАА на пресс-конференции отметили, что наилучшим решением была бы полная отмена утилизационного сбора в странах Таможенного союза. «ВТО внимательно наблюдает за происходящими событиями и будет отслеживать любые попытки компенсаций производителям, противоречащие правилам этой организации. В итоге Россия с 1 января была вынуждена осложнить жизнь своим автопроизводителям, понизить их конкурентоспособность перед импортом. Зачем городить огород с утилизационным сбором и искать сомнительные с точки зрения соответствия нормам ВТО механизмы компенсации этого сбора автопроизводителям? — удивляется С.Варивода. — Может, проще отменить сбор как для импортеров, так и для национальных автопроизводителей и просто выплачивать последним компенсации, допустимые с точки зрения ВТО? Думаю, поэтому утилизационный сбор в предложенном формате алогичных ставок проживет недолго».

Анастасия ГРИГОРЬЕВА