Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
19.03.2013 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«ТАНГО ДВОИХ» НА ПЛАТФОРМЕ-2013©

Достаточно представительную аудиторию из числа белорусских предпринимателей, представителей бизнес-союзов и госорганов собрала прошедшая 13 марта в Минске XIV Ассамблея деловых кругов. Заявленная тема — разработка очередной Национальной платформы бизнеса Беларуси. Однако говорили преимущественно не о платформе. Стороны использовали встречу как возможность сполна «выяснить отношения», в результате чего палитра высказываний оказалась предельно разнообразной — от призывов воспринимать бизнес и государство как единое целое до заявлений об эгоизме банков и дискриминации частной собственности в Беларуси.

Достаточно представительную аудиторию из числа белорусских предпринимателей, представителей бизнес-союзов и госорганов собрала прошедшая 13 марта в Минске XIV Ассамблея деловых кругов. Заявленная тема — разработка очередной Национальной платформы бизнеса Беларуси. Однако говорили преимущественно не о платформе. Стороны использовали встречу как возможность сполна «выяснить отношения», в результате чего палитра высказываний оказалась предельно разнообразной — от призывов воспринимать бизнес и государство как единое целое до заявлений об эгоизме банков и дискриминации частной собственности в Беларуси.

Один из основных организаторов Ассамблеи — председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин постарался начать встречу с позитива. Он напомнил о многочисленных подвижках в условиях ведения бизнеса за последние несколько лет, в т.ч. об изменении принципов контроля, отмене привязки арендных платежей к евро, появлении понятия «обоснованные риски», сокращении количества лицензируемых видов деятельности и т.д. Практически все изменения изначально прописывались в платформах, к заслугам которых В.Карягин относит и рывок страны в рейтинге Всемирного банка Doing Business — со 129 места (когда появились первые сведенные воедино предложения делового сообщества) до нынешнего 58-го. Правда, вскоре тон выступающего приобрел преимущественно критическую окраску (таковым он был и у большинства последующих спикеров). Ведь более половины предложений прежних платформ оказалось не реализовано. И даже многие вошедшие в Директиву № 4 были проигнорированы чиновниками, иные же считаются формально «отработанными», когда в соответствии с тем или иным пунктом Директивы был подготовлен проект нормативного акта, а принят он или нет и каково его качество — уже не важно.

Присутствовавший на встрече министр экономики Николай Снопков признал факт такого формализма и пообещал провести «работу над ошибками», тем более что частному малому и среднему предпринимательству (МСП) нужен серьезный импульс для достижения поставленных правительством целей. По планам вес МСП в ВВП должен увеличиться с 22,9% в 2011 г. до 30% к 2015-му и до 50% к 2020 г. Поэтому дальнейшую роль государства глава Минэкономики видит не во вмешательстве в дела бизнеса, а в определении приоритетов его развития. В.Снопков выступил за формирование в стране нового психологического уклада и призвал воспринимать государство и бизнес как единое целое — «танцевать танго двоих».

Впрочем, как раз единения с государством больше всего сегодня опасаются многие предприниматели. «Доверие бизнеса к власти остается чрезвычайно низким», — считает глава Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец. Ключевая причина тут — отсутствие гарантий собственности. Так, инициативу государства по усилению владельческого надзора под предлогом защиты интересов миноритарных акционеров предприниматели воспринимают как попытку создать условия для беспрепятственного увеличения госпакетов акций в хозобществах.

А.Швец также предлагает рассматривать проблему собственности в более узком контексте — у многих предпринимателей не хватает основных фондов, прежде всего производственных площадей. А без них наивно рассуждать о каком-то существенном приросте МСП в структуре ВВП. Зато ощутимое увеличение арендной платы с 1 апреля станет очередным вызовом для частного бизнеса, а заодно создаст предпосылки для дальнейшего раскручивания инфляции, ведь производители и продавцы поспешат заложить возросшие затраты в цену товаров и услуг.

Росту МСП могло бы поспособствовать развитие субконтрактации и промышленной кооперации с крупными госпредприятиями. Но заседание Совмина 1 марта показало, что на это не стоит особо рассчитывать. Чиновники высшего ранга продолжают с подозрением относится к любым договорным отношениям между государственными и частными компаниями. Между тем, по оценкам А.Швеца, если не учитывать результаты работы нескольких фирм, реализующих нефтепродукты и формально считающихся малыми предприятиями, то нынешний вклад МСП в экономику не дотягивает и 20%. Сложившиеся взаимоотношения частного бизнеса и государства, отсутствие приватизации и макроэкономическая нестабильность заставляют сомневаться в достижимости названных Минэкономики ориентиров.

Выступающие обратили внимание на слишком дорогие инвестиционные ресурсы в стране. А ведь без доступных кредитов не приходится говорить о массовом успешном развитии частных предприятий. Ситуация в чем-то дошла до абсурда: с одной стороны, при нынешних ставках заимствований сложно окупить инвестиции, с другой — свободные средства предпринимателям выгодней и спокойней вкладывать в банковские депозиты, чем в инвестпроекты.

Однако зампредседателя правления Нацбанка Сергей Дубков поспешил заверить, что банки остаются верными партнерами для частного бизнеса. В 2012 г. сектор МСП получил кредитов на 37,6 трлн. Br, в т.ч. рублевых — 19,6 трлн. Br, а валютных — 18 трлн. Br в эквиваленте. Правда, стоимость этих средств действительно «кусалась»: проценты по первым колебались в пределах 29–82%, а по вторым – 7–20%. При этом С.Дубков не смог сказать, как скоро они подешевеют, до каких значений: все будет зависеть от ситуации на валютном рынке и результатов внешней торговли. В прошлом году Нацбанк предлагал отказаться от привязки к ставке рефинансирования и установить фиксированный процент по льготным кредитам, выдаваемым в рамках Указа от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», но предложение не нашло одобрения у других госорганов. Так что порадовать представителей МСП удешевлением кредитов пока не получается.

А вот к совершенствованию регулятивной среды Нацбанк готов. Правда, С.Дубков усомнился, что к этому действительно готово само бизнес-сообщество. По его словам, в июне прошлого года Нацбанк направил письмо в МССПиР, БСПН им.Кунявского, БСП, Исследовательский центр ИПМ и некоторые другие бизнес-сообщества (всего 8 структур) с просьбой оценить взаимоотношения банков с клиентами и дать свои рекомендации по их улучшению. Трое адресатов обращение проигнорировали, а ответы остальных можно было разделить на два типа: «замечаний и предложений не имеем» либо «надо удешевить стоимость кредитов».

«Занимаетесь сектантством, воюете со всеми — государством, банковским сектором», — оценил представитель Нацбанка многочисленные критические реплики участников Ассамблеи. Столь же критической можно считать оценку и самой Платформе–2013 с ее более чем сотней предложений в части развития добросовестной конкуренции, дебюрократизации, приватизации и другим проявлениям «сектантства».

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Глас народа

Любопытно, что, по данным опроса Исследовательского центра ИПМ, в 2012 г. о существовании Национальной платформы бизнеса Беларуси знали только 24,8% респондентов из числа представителей МСП. И хоть по сравнению с 2010 г. их доля увеличилась на 4,9 процентных пункта, говорить о значительной информированности предпринимателей и их вовлеченности в подготовку документа пока не приходится. И даже среди членов предпринимательских союзов о платформе знают далеко не все (61%).

Нет также единодушного одобрения платформы среди бизнес-электората, 20,2% опрошенных сказали, что не разделяют ее идей. В этом мог убедиться и корреспондент «ЭГ» в ходе бесед с предпринимателями, когда некоторые не пожелали давать комментарии, пояснив это своим не самым положительным отношением к этому документу. Впрочем, те, кто согласился поделиться впечатлениями, были настроены преимущественно позитивно.

Директор УП «Теплосети» Михаил Шурим:

— По итогам прежних платформ что-то удалось, что-то нет. Серьезное достижение — расширенная налоговая «упрощенка», сумели добиться принятия Директивы № 4. Если из платформы этого года удастся реализовать хотя бы половину предложений — уже будет хорошо. Организацией Ассамблеи мы подталкиваем правительство к формированию такой нормативной базы, которая позволила бы довести вес МСП до 50–60% в экономике.

Директор ИП «Полоэлектросистемы» Татьяна Буловицкая:

-- Лично я вносила некоторые предложения в Платформу-2013, и, на мой взгляд, в итоге получился достаточно хороший документ. Надо активней освещать эту работу в СМИ, приглашать на Ассамблею представителей госорганов. А то, создается впечатление, будто многие чиновники думают, что белорусская экономика — это только госпредприятия.

Директор группы компаний «Мобильный лизинг» Алексей Горюнов:

-- Общее впечатление о Платформе-2013 положительное, хотя полностью ее прочитать не хватило времени и желания. Не уверен, правда, что власти уделяют ей большое внимание, но, наверное, ничего не бывает без последствий, что-то должно отразиться в умах чиновников, и в итоге — вылиться в законы.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений