Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Резонанс
21.09.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Таможня сегодня и завтра

Понедельник - день тяжелый. А тут еще чертова дюжина: 20 сентября белорусской таможне исполнилось 13 лет...
Плюс видеофикация всей службы

Понедельник - день   тяжелый.  А  тут  еще  чертова дюжина: 20 сентября белорусской таможне исполнилось 13 лет.

Приметы приметами, а в показателях, с которыми эта служба пришла к своему профессиональному празднику, без "темных сил", т.е. без незаконопослушных участников внешнеэкономической деятельности и тем более откровенных контрабандистов, действительно, не обошлось. В пресс-релизе, распространенном на состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции, которая была посвящена этому событию, говорится, что только в 1-й половине года таможня вместе с другими правоохранительными органами выявила и пресекла 7742 нарушения таможенного законодательства. Причем в стране наблюдается тенденция к росту количества расследований экономически значимых дел, в т.г. возбуждено 38 уголовных дел по фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей в крупных размерах. Пресечено 20 попыток провоза наркотиков. Их, а также психотропных веществ изъято 61,4 кг. Не редкость и контрабанда оружия и боеприпасов.

А что же "светлые силы"? В июне т.г. таможенная служба впервые отправила в бюджет 100 млн.USD за месяц таможенных платежей, а по итогам полугодия - более полмиллиарда USD. Объясняется это главным образом ростом внешнеторгового товарооборота: за январь- июнь экспорт вырос на 32,6%, импорт - на 36,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Равно, как и 13 лет, белорусская таможня может праздновать и трехлетний "юбилей". Столько прошло с тех пор, как сменилась основная команда службы. И именно с этим сроком ее глава Александр Шпилевский связывает ряд кардинальных перемен. В частности, с 2001г. платежи в бюджет по таможенной линии выросли с 688 млрд. руб. почти в 3,6 раза. Многих незаконопослушных удалось если не приструнить до конца, то напугать (и своих, и чужих). Бывали дни, задерживалось товаров из третьих стран, не прошедших таможенного оформления, на 2 - 3 млн. USD. Теперь терминалы, где они разгружались, пустеют.

Что касается транзита, то здесь, по мнению организаторов встречи, тоже есть чем похвалиться. Если в 2001г. статистика недосчиталась 1322 партий "пропавших" товаров и грузов, или так называемых недоставок их по месту назначения, то в 2003г. - уже 64, а в нынешнем - всего 8. Причем все они приходятся на так называемые проблемные грузы РФ. До границы с Украиной такие проблемные грузы белорусы договорились поставлять под конвоем. А в самой Беларуси недоставок на сегодняшний день - ноль.

Опустив многие подробности этого своеобразного отчета, можно сказать, что проблем с пополнением бюджета у таможни сегодня нет, основная задача выполняется. А вот внутриведомственные есть. За 3 года  из таможенных органов уволено более трети сотрудников (1075 из 5000). (В этом месте журналистов, пишущих о громких уголовных делах с участием таможенников, попросили все же учитывать, что примерно на 90% - это заслуга собственной службы безопасности.) В количественном плане, тем не менее, "кадровая амбразура", можно сказать, закрыта. Не хватает всего около 100 человек. В качественном плане посложнее. Чем больше таможенные посты (всего их 49) отдалены от крупных городов, тем тяжелее найти среди местного населения кадры, соответствующие установленным (на  мой взгляд, заоблачным) требованиям - отличник в школе и вузе, возрастной ценз, физическая подготовка, приемлемая юридическая и экономическая грамотность, знание языков (ведь существуют и "глухие" пункты таможенного оформления , где ходят и ездят иностранцы, а языковедов там нет) плюс безупречные биография, мораль, связи, родственники и т.д. и т.п. Можно, конечно, послать туда и минских спецов. Но где они будут жить?

И все это еще бы ничего, в конце концов, есть достаточная для подготовки и переподготовки кадров база. Но, по признанию А.Шпилевского, у нас еще есть таможенные посты, предположительно контролируемые внешним криминалом. Например, в зоне деятельности Ошмянской таможни (название не уточнялось), где недавно прошло 150 машин с грузами, не отраженных в документации поста.

В результате анализа подобных и других случаев в недрах ГТК созрела идея создать базирующиеся в столице своего рода мобильные отряды таможенников на основе собственных служб безопасности и по борьбе с контрабандой, способные в любой момент сняться с места, отправиться в любую точку таможенной границы республики, где образовался непорядок, и служить там, сколько понадобится. Правда, еще нужно, чтобы эту идею одобрили Президент и правительство. И, кроме того, опять-таки неясно, где "вахтовики" будут жить.

Что касается других ближайших планов, то среди них - создание (уже к концу года) аналитической группы, контролирующей идентичность таможенной стоимости однотипных товаров по всей республике (от этого зависят размеры таможенных платежей), дальнейшая реорганизация системы, в рамках которой планируется вдвое сократить нынешнее количество таможен с ротацией кадров, и другие мероприятия плюс видеофикация всей службы. Уже сегодня на крупных пунктах таможенного оформления   установлены   видеокамеры,  позволяющие  непосредственно из ГТК видеть, на каком из них скопилась очередь, к какой машине направился тот или иной таможенный инспектор и что там делает. Осталось только подключить их к центральному компьютеру.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by