Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
ВЭД
13.10.2006 21 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТАМОЖНЯ РАЗЪЯСНЯЕТ

Процедура таможенного оформления осуществляется таможенными органами в месте, где происходит перемещение товаров через таможенную границу, и заключается в выдаче таможенного разрешения о помещении товаров под таможенный режим

Оформление товаров
 
Процедура таможенного оформления осуществляется таможенными органами в месте, где происходит перемещение товаров через таможенную границу, и заключается в выдаче таможенного разрешения о помещении товаров под таможенный режим. При этом декларантом товаров выступает лицо, перемещающее товары (отправитель либо получатель), — заявитель режима либо таможенный агент.

В то же время по просьбе заинтересованного лица и с согласия таможенного органа таможенное оформление может производиться также в других местах (вне зоны деятельности таможни, где зарегистрирован будущий заявитель таможенного режима). Например, если субъект находится в Минске, а товар поступает в Брест, где в дальнейшем будет реализовываться, то в случае, если во внешнеторговом договоре четко указано, что получателем является брестский субъект хозяйствования, разрешение на оформление в Минской региональной таможне (МРТ) брать не требуется. В случае, если в контракте не указан брестский получатель, в МРТ необходимо получить так называемое «открепление», разрешающее оформление в брестской таможне.

Хозяйствующие субъекты часто жалуются на необоснованные, по их мнению, требования таможенных органов при таможенном оформлении товаров. Однако, как убеждали участников семинара, в ГТК постоянно ведется работа по совершенствованию порядка контроля за перемещением товаров, но вместе с тем осуществить это не так просто, так как «с таможенных органов никто ответственности за соблюдение законодательства не снимал». В настоящее время в ГТК создается система анализа и управления рисками для отслеживания и определения конкретных случаев, требующих более тщательного контроля. По словам выступающих, эта система позволит максимально сократить затрачиваемые на таможенное оформление товаров время и усилия как таможенных органов, так и хозяйствующих субъектов.

На семинаре уделялось много внимания возможностям, которые дает получение статуса добросовестного участника ВЭД. Основным преимуществом здесь является право хозяйствующих субъектов осуществлять доставку товаров с пограничного ПТО до внутреннего без внесения сумм обеспечения уплаты таможенных платежей, а после завершения доставки получать товар в пользование до завершения таможенного оформления с последующей подачей деклараций в течение 30 дней. Субъект, имеющий статус добросовестного участника ВЭД, может вовлекать товары в оборот в максимально короткие сроки фактически прямо с колес. Сокращение времени таможенного оформления, снижение транспортных расходов, по словам сотрудников ГТК, стимулирует субъектов к добросовестному исполнению своих обязанностей.

Участники семинара задавали много вопросов, связанных с таможенным оформлением при ввозе товаров из России, и в частности, о сроках представления сертификатов СТ-1. Здесь, по словам выступающих из ГТК, существует большая вероятность того, что Совмином будут введены списки товаров, на которые требоваться СТ-1 не будет. «По нашей информации, в России есть ряд товаров, на которые даже ТПП РФ не выдает СТ-1, поэтому нельзя требовать то, чего нет».

Определение таможенной стоимости

Таможенная стоимость — это стоимость товара, которая определяется как база для начисления таможенных платежей. Основным документом, устанавливающим порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Беларуси, сегодня является Указ Президента РБ от 31.07.06 № 474, с 1 августа вступивший в силу. Данный документ был разработан во исполнение Указа Президента РБ от 3.11.2005 № 520, который в части определения таможенной стоимости товаров установил, что налогооблагаемая база и все платежи определяются Президентом Республики Беларусь. Таким образом, таможенная стоимость товаров, которая ранее определялась постановлениями Совмина, теперь устанавливается Президентом, а в остальном смысл и порядок определения не изменились.

Кроме того, по данным выступающих, в ГТК готовится проект документа, согласно которому таможенная стоимость вывозимых товаров будет определяться только в случае, если товары подлежат обложению таможенными пошлинами.

Для определения таможенной стоимости экспортируемых товаров правительством выделен перечень товаров стратегического характера, на которые устанавливаются индикативные цены. Вывозить такие товары за пределы республики по ценам ниже установленных нельзя. Вместе с тем вывоз товаров стратегического значения по ценам ниже установленных не является основанием для отказа таможенных органов в выдаче таможенного разрешения на экспорт, так как таможенные органы только отслеживают факт вывоза таких товаров и передают эти сведения в профильные ведомства.

Как подчеркивалось на семинаре, предельные цены на импорт товаров не устанавливаются, это прямо противоречит мировой практике. Вместе с тем приказом ГТК «О мерах по усилению контроля таможенной стоимости» от 22.05.2006 № 205-ОД (далее — приказ № 205-ОД) выделен перечень товаров (сегодня их 200), в отношении которых действует распределение полномочий между структурными подразделениями таможенных органов по контролю и принятию таможенной стоимости в зависимости от цены за единицу товара.

Так, если декларант заявляет таможенную стоимость товара за единицу больше, чем установленный приказом критерий (графа 6 приложения к приказу № 205-ОД), то контроль и принятие таможенной стоимости осуществляет оперативный сотрудник пункта таможенного оформления. Если же заявленная таможенная стоимость совпадает либо меньше указанного критерия (графа 7 приложения к приказу № 205-ОД), то контроль и принятие таможенной стоимости может осуществляться только сотрудником отдела тарифного регулирования.

На семинаре подчеркивалось, что таможенная стоимость может совпадать с контрактной только в одном случае — на условиях применения первого метода (по цене сделки с вывозимым товаром) и при включении в цену товара стоимости доставки.

У субъектов хозяйствования часто возникают сложности, связанные с тем, что не всегда при определении таможенной стоимости ими учитываются стоимость проектных работ, а также платежи, связанные с использованием объектов интеллектуальной собственности, — роялти и лицензии. Подобного рода «промахи» рассматриваются контролирующими органами как занижение налогооблагаемой базы, что влечет за собой высокие штрафные санкции. В этой связи приводился пример, когда в 2003 г. фирма ввезла оборудование на 1 млн. USD, при этом для его установки необходимо было произвести проектные работы стоимостью около 135 тыс. USD. При таможенном оформлении фирма учла только доставку и стоимость оборудования, несмотря на то, что проектные работы были включены в договор. По прошествии времени руководство фирмы обращалось в таможенные органы с просьбой провести корректировку. Однако в соответствии с законодательством это нарушение повлекло за собой штрафы — 40% от сумм платежей, недопоступивших в бюджет, штрафные санкции (на 2003 г. — 300% от сумм занижения таможенной стоимости).

Сотрудники Таможенного комитета согласились с тем, что часто субъекты хозяйствования расплачиваются высокой ценой за малейшие промахи (сегодня минимальная мера наказания — штраф от 100 БВ, даже если декларант не доплатил всего рубль в бюджет), и успокоили представителей субъектов хозяйствования, что эти подходы планируется пересматривать.

Каждый компонент, который включается в таможенную стоимость, должен быть доказан документально. Раньше таможенные органы имели право требования дополнительных документов для подтверждения таможенной стоимости «в случае обоснованных сомнений», что вызывало множество нареканий хозяйствующих субъектов. Теперь случаи, при которых таможенные органы вправе затребовать дополнительные документы, разъяснены более детально:

  • если в результате контроля установлено, что декларант неправильно выбрал метод определения таможенной стоимости, ее величину и структуру;
  • таможенный орган обязан потребовать уточнения, если заявленная декларантом таможенная стоимость значительно (на 20% и более) отличается от имеющейся в распоряжении таможенного органа информации.

На семинаре обращалось внимание на то, что непредставление таможне дополнительных документов не может быть основанием для отказа в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости. Под объективными причинами непредставления декларантом дополнительно запрошенных документов понимается, что запрошенный документ не существует или не применяется в коммерческой практике сторонами сделки. Вместе с тем нужно осознавать: если декларант напишет в заявлении, что запрошенного документа нет, и таможенная стоимость окажется заниженной, но впоследствии этот документ будет найден таможенными органами — декларант понесет наказание в виде высоких штрафных санкций.

Валютный контроль

Согласно Указу Президента РБ «О совершенствовании порядка проведения контроля внешнеторговых операций» от 4.01.2000 № 7 (далее — Указ № 7) установлены сроки проведения внешнеторговых операций (90, 60, 180 дней), а также определено, что основным документом валютного контроля является паспорт сделки. Этот документ призван играть очень важную роль, так как без его наличия банки не производят расчетное обслуживание, а таможенные органы не осуществляют таможенное оформление товара.

Чтобы зарегистрировать паспорт сделки, необходимо наличие возмездного внешнеторгового договора, заключаемого между резидентом и нерезидентом РБ, по которому общая стоимость товаров превышает в эквиваленте 1500 EUR.

При этом отмечалось, что если предприятие работает по так называемым «рамочным» договорам, или спецификациям (т. е. когда в договоре отсутствуют наименование, количество и стоимость товаров, но подразумевается, что все эти сведения содержатся в отдельно подписанных приложениях или дополнениях к контракту), то нужно иметь в виду, что в случае превышения по спецификациям общей суммы в 1500 EUR на них необходимо регистрировать паспорт сделки.

На основании договора заполняется паспорт сделки на бланке грузовой таможенной декларации (ГТД), визируется вместе с договором в банке и регистрируется в таможенных органах. После регистрации начинается реализация договора, при этом в КГК поступает информация от таможенных органов о движении товарных, а от банков — о денежных потоках. Связующим звеном здесь выступает паспорт сделки. При выявлении и подтверждении несвоевременного или неполного поступления денежных средств на территорию республики контролирующими органами применяются экономические санкции (до 2% за каждый день просрочки, но не более суммы неполученных денежных средств либо стоимости товаров).

Обращалось внимание на то, что поступление денежных средств от экспорта товаров осуществляется только на счета экспортеров; за нарушение этой нормы существуют экономические санкции.

Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров, осуществляются только со счетов импортеров, за исключением случаев, если платежи осуществляются со счетов нерезидентов республики либо если иное определено Совмином или Национальным банком. (Однако здесь существует большая вероятность того, что, оплатив за импортированные товары, нерезидент оплатит экспортированные, — в этом случае также применяются экономические санкции.)

Датой отгрузки (поступления) товаров по внешнеторговому договору считается день их таможенного оформления в таможенных режимах, за исключением транзита.

Если произведена предоплата за импортированные товары, которые поступили на территорию республики, например, через 45 дней после проведения платежей, и если эти товары по каким-то причинам в течение 15 дней не были помещены под режим выпуска для свободного обращения, нужно иметь в виду, что эти товары, пока находятся на временном хранении, не считаются для целей валютного контроля поступившими. При такой ситуации участникам семинара посоветовали обратиться в Министерство торговли за разрешением на продление сроков внешнеторговой операции либо поместить товары под любой таможенный режим (за исключением транзита).

Обращалось внимание участников на аналогичные ситуации, когда предприятия пользуются так называемым «условным выпуском» товаров, определяемых как приоритетные (сахар-сырец, шерсть, хлопок, удобрения, сельхозтехника и др.). При соблюдении определенных условий эти товары с разрешения таможни могут быть переданы получателю до завершения их таможенного оформления (при этом ГТД должна быть подана не позднее 60 календарных дней с даты регистрации краткой декларации). В этом случае такие товары для целей валютного контроля, как и товары на временном хранении, также не считаются поступившими.

Касаясь вопросов, связанных с применением контролирующими органами экономических санкций, особое внимание участников семинара обращалось на применение санкций ГТК за несвоевременное представление статистических деклараций.

В случае, если в процессе исполнения внешнеторгового договора изменились цена, стоимость, номенклатура товаров, форма платежа, расчета и т. п., субъект хозяйствования обязан зарегистрировать новый паспорт сделки.

Предоставление паспорта сделки не требуется, если заключен внешнеторговый договор, но осуществление валютного контроля невозможно либо нецелесообразно (если договором предусмотрена 100% предоплата при условии подтверждения экспортером поступления денежных средств на его счет за все товары, указанные в договоре, либо подтверждение самим экспортером того, что он принял наличные денежные средства).

Обращалось внимание на то, что в соответствии с утвержденной постановлением ГТК от 7.07.2001 № 32 Инструкцией о порядке заполнения деклараций и паспорта сделки не допускается исправление сведений, содержащихся в графах 9, 25, 28, 44 паспорта сделки.

В графе 44 паспорта сделки указываются один или несколько документов под кодом «61» (код внешнеторгового договора) в порядке возрастания (сначала — сам договор, потом — один или несколько документов приложения, спецификации). Также могут быть указаны один или несколько документов под кодом «16» — в случае, если внесены изменения в договор и зарегистрирован новый паспорт сделки.

Графа 54 заверяется только экспортером либо импортером и не может быть заверена таможенным агентом.
 

В заключение приведем наиболее часто задаваемые на семинарах вопросы и ответы на них:

— Может ли получатель товара вместо заявителя решить вопрос отсрочки таможенного оформления и поместить товар на склад временного хранения (СВХ)?

— Нет, не может. Получателю дана только возможность получения и оформления товаров, а всеми вопросами занимается исключительно заявитель.

— Если паспорт сделки зарегистрирован с ошибкой и заверен таможенными органами, можно ли его потом переделать?

— Вы указали недостоверные сведения, что считается грубым нарушением. Внесение изменений в паспорт сделки не допускается, и в этом случае Комитетом госконтроля будут применены штрафные санкции. Новый паспорт сделки зарегистрировать можно, однако отмены наказания это не повлечет.

— Если паспорт сделки зарегистрирован, но сделка не состоялась, считается ли это нарушением?

— Нет, сама по себе регистрация сделки не означает, что вы должны отправить или получить все товары.

— Если оформлен договор и началась его реализация, а паспорт сделки оформляется на следующий день, считается ли это нарушением?

— Конечно, ведь паспорт сделки должен быть зарегистрирован до начала исполнения договора.

— Если предприятию поступает партия товара незначительно больше указанной в договоре и соответственно в паспорте сделки (например, вместо 3 тонн поступило 3,5), как быть в этом случае?

— Вы можете сделать дополнительное соглашение. Пока оно не сделано, оснований к перемещению этих товаров нет. Указываете новые сведения в старом паспорте сделки и в течение 15 дней (согласно Указу № 7) оформляете дополнительное соглашение.

— Если резидент РБ продает товар нерезиденту (не из СНГ), который этот товар за пределы Беларуси не вывозит, а оставляет на ее территории и в дальнейшем продает иному резиденту РБ — что должен оформить каждый из резидентов РБ: ГТД или статистическую декларацию?

— Статдекларацию. При осуществлении таких сделок товар не перемещается через таможенную границу РБ, и следовательно, не производится его таможенное оформление. Значит, согласно Указу № 7 оба резидента обязаны оформить статдекларацию. При этом первый резидент заполняет экспортную статдекларацию, а второй — импортную.

Елена БЕРШАТСКАЯ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений