$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ТАМОЖНЯ БУМАГ НЕ ПОТЕРПИТ©

31.01.2012

В 2012 г. будет продолжена работа по совершенствованию правил таможенного регулирования. Изменения готовятся как на уровне национального законодательства, так и на уровне правовой базы Таможенного союза (ТС), сообщили на пресс-конференции в Минске представители ГТК Беларуси.

В текущем году планируется подготовить и внести на рассмотрение Национального собрания проект закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». Вместе с действующим Таможенным кодексом ТС этот закон должен составить основу национального таможенного законодательства, проинформировал заместитель председателя ГТК Сергей Борисюк. По его словам, в законопроект включены все проверенные на практике подходы к таможенному регулированию, позволяющие белорусским субъектам хозяйствования нести наименьшие затраты при внешнеэкономических операциях и повышать свою конкурентоспособность,

Впрочем, основная нормотворческая работа развернется на наднациональном уровне — по совершенствованию правовой базы ТС. Скорость экономической интеграции Беларуси, России и Казахстана, оказывается, так велика, что кодекс, вступивший в силу полтора года назад, уже стал тормозом. Поэтому сейчас рабочая и экспертные группы из числа сотрудников таможенных служб трех стран готовят его новую редакцию, рассказал корреспонденту «ЭГ» начальник правового управления ГТК Александр Адерейко.

В январе–феврале дорабатывать ТК будут эксперты, а в марте изменения и дополнения обсудит рабочая группа. Кстати, на сегодня от министерств, ведомств и деловых кругов государств — членов ТС поступило более 300 поправок. Завершить работу над ними предполагается в первом полугодии, после чего документ будет вынесен на обсуждение бизнес-сообществ «тройки». Если его результаты удовлетворят разработчиков, то уже с 1.01.2013 г. новую редакцию ТК планируется ввести в действие.

Впрочем, некоторые законодательные изменения в таможенной сфере придется осваивать уже в 2012 г. В частности, с 17 июня вступает в силу Решение Комиссии ТС от 9.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом», который предписывает уполномоченным экономическим операторам, перевозчикам, другим заинтересованным лицам представлять информацию в отношении ввозимых автотранспортом товаров не менее чем за 2 часа до их ввоза на таможенную территорию ТС. Данная информация будет использоваться в качестве электронной копии транзитной декларации, разумеется, при отсутствии расхождения со сведениями, содержащимися в документах.

Хотя эта процедура заметно ускоряет процесс ввоза товаров, пока ее применение на добровольной основе показывает, что далеко не всем импортерам она нравится. Путем предварительного электронного декларирования, как свидетельствует таможенная статистика, сегодня ввозится лишь 35% грузов. «В оставшиеся несколько месяцев совместно с субъектами хозяйствования мы выполним все необходимые подготовительные работы, с тем чтобы эта прогрессивная технология внедрилась в Беларуси без сбоев», — пообещал заместитель председателя ГТК С. Борисюк.

Таможенники намерены продолжать борьбу с бумажным документооборотом и по другим процедурам, затрагивающим участников ВЭД, причем не только белорусских, но и российских, казахстанских, если их маршруты пролегают через таможенную территорию на нашем участке границы. В целом доля использования электронных документов при совершении таможенных операций составляет на сегодняшний день 82% при экспорте и около 50% — при импорте. «К концу 2012 г. мы планируем обеспечить совершение всех таможенных операций с использованием электронных таможенных документов», —- полагает С.Борисюк.

Кстати, начало текущего года отмечено увеличением служебной нагрузки на белорусских таможенников. Количество грузовых транспортных средств, пересекающих белорусский участок границы ТС, в январе увеличилось на 20% по сравнению с январем 2011 г. Это свидетельство активизации внешнеторговой деятельности «тройки», считает С.Борисюк. Правда, выросла ли деловая активность участников ВЭД из Беларуси, неизвестно, поскольку статистику по отдельным странам таможенники не ведут, уточнил он для «ЭГ».

По словам С.Борисюка, белорусская таможня полностью выполняет взятые на себя обязательства перед Россией и Казахстаном. Ощущает это и наша страна. Например, таможенные платежи в ее бюджет в 2011 г. составили 27,6 трлн. Br, или более 5,5 млрд. USD в валютном эквиваленте при пересчете по среднему курсу. В расчете на одного таможенника поступления в государственную казну превысили 5,5 млрд. Br.

В прошлом году также наблюдалось увеличение по отношению к 2010 г. ввоза на территорию ТС через белорусский участок товаров, транспортных средств. В частности, поток грузовых автомобилей возрос по сравнению с предыдущим годом на 13%, вес перемещаемых грузов — на 14%. Среднее время, необходимое для выпуска товаров по таможенным процедурам, сократилось за год с 55 до 15 минут. Белорусские таможенники в 2011 г. продолжили взятый ранее курс на снижение досмотров транспортных средств (1,6% от всего количества), одновременно добиваясь увеличения эффективности за счет оснащения пунктов пропуска современными техническими средствами. За год было изъято контрабандных грузов и конфисковано транспортных средств почти на 70 млрд. Br.

Иван МИХАЛЕВИЧ