$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Таможня борется с очередями и бюрократизмом©

24.01.2014

Белорусские таможенники 26 января отметят профессиональный праздник. В 2014 г. их усилия будут направлены на сокращение временных и финансовых затрат бизнеса при оформлении товаров за счет внедрения информационных технологий и реализации принципов «одно окно» и «две службы на границе» (таможенная и пограничная), обеспечение субъектами хозяйствования и ведомствами, имеющими отношение к внешнеторговому обороту, полноценного и своевременного информационного обмена, создание современной таможенной инфраструктуры, формирование транспортно-логистической системы, сообщили на пресс-конференции в Минске представители ГТК.

Первостепенное внимание традиционно будет уделяться сбору таможенных платежей. Задание по ним в 2014 г. пока не доведено. Однако, как сообщил заместитель председателя ГТК Сергей Полудень, в 2013 г. оно выполнено — в бюджет поступило почти 50 трлн. Br платежей, что на 0,8% больше, чем годом ранее. Правда, первоначальное задание было выше, но на протяжении года оно корректировалось. Кроме того, в прошлом году Беларусь в полном объеме перечислила в российский бюджет вывозные таможенные пошлины за экспортируемые нефть и нефтепродукты более чем на 3,3 млрд. USD.

В текущем году таможенники будут бороться с незаконным перемещением товаров через белорусский участок границы Таможенного союза. В 2013 г. таможенные и правоохранительные органы выявили и пресекли более 19,2 тыс. нарушений законодательства, что на 23% больше, чем в 2012-м. «Залог успешной борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенного законодательства — организация полноценного информационного обмена между таможенными службами Беларуси, России и Казахстана», — считает С.Полудень. Это, кстати, соответствует целям Всемирной таможенной организации, генеральный секретарь которой Кунио Микурия в преддверии Международного дня таможенника объявил девиз 2014 г.: «Информационное взаимодействие: обмен информацией для улучшения сотрудничества».

Значительные перемены в последнее время произошли в организации работы на границе. С 1.05.2013 г. в оперативное подчинение ГТК в пунктах пропуска были переданы транспортная инспекция Минтранса, ветеринарная, фитосанитарная и санитарно-карантинная службы. С 1.01.2014 г. таможенные органы в соответствии с указами Президента от 31.12.2013 № 589 и от 28.11.2013 № 524 наделены полномочиями по осуществлению транспортного и санитарно-карантинного контроля на границе. Эти меры призваны сократить количество контрольных служб на границе, перенести взимание сборов за проезд транспортных средств по автодорогам общего пользования и платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств из пунктов пропуска внутрь страны. В свою очередь, это должно ускорить пассажиро- и товаропотоки и способствовать повышению транзитной привлекательности Беларуси.

К сожалению, пока результатов в этом направлении не видно. В последние дни на белорусско-польской границе образовались длинные очереди большегрузных транспортных средств. В частности, 20 января их протяженность на белорусской стороне, по информации очевидцев-автоперевозчиков, доходила до 30–35 км. По мнению польских таможенников, это связано с организационными проблемами из-за передачи ГТК Беларуси прав контроля автотранспорта и санитарного пограничного контроля.

Теперь наши таможенники обязаны, помимо прочего, измерять габариты, взвешивать автомобили для определения нагрузки на ось, проверять путевые листы, а также вместо органов Минздрава — документы на перемещаемую продукцию в соответствии с Единым перечнем товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории ТС, утв. решением Комиссии ТС от 28.05.2010 № 299.

Пока польская таможня организовала буферные зоны для грузовиков, покинувших таможенный терминал, которые начнут работать в случае, если очередь где-нибудь превысит 700 грузовиков. При необходимости поляки готовы открыть еще одну буферную зону для отдыха водителям, упорядочения очередей и повышения безопасности дорожного движения.

Начальник управления организации таможенного контроля ГТК Владимир Орловский, объясняя наличие очередей в пунктах пропуска, сослался на резкое и нетипичное увеличение грузопотока через границу с середины января, вместо сокращения, ожидавшегося в связи с рождественскими праздниками. Именно в расчете на такой спад таможенные органы решили после 1 января заняться внедрением технологий, направленных на уменьшение числа контрольных служб на границе. Но если в прошлые годы грузопоток восстанавливался к концу января — началу февраля, то в этом году — уже 15 января был максимальным, отметил В.Орловский. Для сравнения: очередь в пункте пропуска «Брузги» 19.01.2012 г. состояла из 250 автомобилей, а на ту же дату сейчас — из 450.

В ГТК считают, что на рост очередей выполнение новых для таможенников функций могло повлиять лишь косвенно. Времени на автомобильный контроль тратится не больше, чем уходило у сотрудников Транспортной инспекции. Если какие-то задержки и были, то они, по мнению В.Орловского, вряд ли могли стать основной причиной очередей. Программный продукт давал сбои лишь на 10–15 минут. В свою очередь, С.Полудень разъяснил, что во избежание простоя на границе автоперевозчики должны ориентироваться на информацию, в каких пунктах пропуска меньше очереди, и оптимизировать свой маршрут. При этом, по его словам, появились признаки нормализации ситуации. К февралю проблема автомобильных очередей на границе исчезнет, ожидают в ГТК.

Но даже если она не исчезнет к указанному сроку, возврата к старому не будет. Более того, в текущем году будет продолжен процесс совершенствования таможенного права. Важным событием явится вступление в текущем году в силу Закона от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». В него включены проверенные на практике подходы к таможенному регулированию, позволяющие белорусским субъектам хозяйствования сокращать затраты при внешнеэкономических операциях и повысить конкурентоспособность продукции, пояснил С.Полудень. В частности, при экспорте товаров не будет заявляться их таможенная стоимость, если не установлена вывозная таможенная пошлина. Для регистрации таможенной декларации будет достаточно представления счет-фактуры, транспортного перевозочного документа и документа, подтверждающего полномочия лица.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях