Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Интеграция
17.02.2004 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Таможенный союз: территория одна, тарифы разные

Вопреки декларациям интеграционные процессы между Беларусью и Россией в сфере таможенного регулирования идут не так быстро, как ожидалось...

Вопреки декларациям интеграционные процессы между Беларусью и Россией в сфере таможенного регулирования идут не так быстро, как ожидалось. Причиной тому -- наметившаяся в последние годы тенденция ужесточения контроля за перемещением товаров через таможенную границу Беларуси и России. Причем товаров, происходящих уже не только из третьих стран, но и из Беларуси и России.

Мини-экскурс в историю

Соглашением о Таможенном союзе (ТС) от 6.01.1995г. в торговле между нашими странами предусмотрены:

по товарам национального происхождения -- отмена таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных ограничений;

по товарам третьих стран -- установление и применение одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

отмена таможенного контроля на общей белорусско-российской границе.

Для реализации достигнутых договоренностей Президент принял Указ от 30.05.1995г. N 208, которым отменил таможенный контроль на границе Беларуси с Россией. Затем в постановлении от 30.06.1995г. N 345 Кабинет Министров предписал отменить таможенное оформление и контроль вещей, происходящих из Беларуси или России либо находящихся в свободном обращении в этих государствах и перемещаемых в пределах единой таможенной территории ТС.

Лидирует шагнувший первым

Аналогичные действия предприняла российская сторона. Она же -- и первый шаг к возобновлению таможенного контроля на белорусско-российской границе. В 2000г. товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в Беларуси, вновь стали подлежать таможенному оформлению и контролю, хотя введение подобной меры не вполне соответствует п.2 ст.6 Соглашения о ТС.

Естественно, действия россиян не остались незамеченными. Соответствующие изменения были внесены в постановление Кабинета Министров РБ N 345.

Затем правительство России поручило ГТК РФ разработать упрощенный порядок декларирования товаров, происходящих из Беларуси и ввозимых в РФ, что и было сделано сначала приказом российского таможенного комитета от 2000-09-19г. N 843, а затем -- приказом от 9.12.2000г. N 1146. Несмотря на периодическое приостановление действия приказа N 1146 телетайпограммами председателя ГТК РФ, можно говорить о том, что РФ фактически ввела процедуру таможенного оформления в отношении всех товаров, ввозимых из Беларуси. Причем в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в нашей республике, осуществляется еще и таможенный контроль.

Самое трудное -- ждать и догонять

Белорусское законодательство, регулирующее вопросы таможенного контроля и оформления товаров, перемещаемых через белорусско-российскую границу, с сентября 2000г. и по июль 2003г. оставалось неизменным -- оформлению и контролю подлежали лишь товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в РФ.

Ситуация изменилась с принятием постановления Совмина от 2003-06-27г. N 869, которым была введена еще одна категория товаров, ввозимых из России, подлежащих таможенному оформлению и контролю, -- товары, происходящие из Российской Федерации и ввозимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по внешнеэкономическим сделкам, участником которых является нерезидент одной из стран, указанных в приложении 1 к постановлению Совмина от 2002-06-28г. N 865 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин". Данное приложение содержит перечень государств -- участников СНГ, в торгово-экономических отношениях с которыми наша страна применяет режим свободной торговли. Таким образом, провозглашенная Указом N 208 отмена таможенного контроля и оформления действует теперь только в случае ввоза товаров, происходящих из РФ, по внешнеэкономическим сделкам, участниками которых являются только те страны, которые указаны в названном выше приложении.

Правила существуют, чтобы их нарушать

Вышеописанная ситуация -- не единственное, что препятствует созданию ТС. Формирование Таможенного союза основывается на единой системе таможенно-тарифного регулирования, которая включает в себя товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, таможенный тариф, систему льгот и преференций, правила определения страны происхождения товаров и ряд других составляющих. И хотя по ним уже создана определенная законодательная база в рамках Союза Беларуси и России, ее еще нельзя назвать совершенной, сполна отвечающей требованиям ТС.

До сих пор, например, существуют различия в ставках таможенных пошлин, акцизов и НДС. И в большинстве случаев эти различия -- результат односторонних действий российской стороны (что, кстати, наблюдается и поныне). Именно так в 1998г. Россия изменила ставки ввозных пошлин на лекарственные средства, ряд продовольственных товаров, ввела лицензирование импорта в Россию сахара-сырца, сахара белого, патоки крахмальной, а также дополнительную импортную пошлину на большой перечень товаров. Поскольку внешняя торговля Беларуси ориентирована преимущественно на российский рынок, это нанесло значительный экономический ущерб нашей республике и было болезненно воспринято в ее политических и деловых кругах. Постоянное изменение (отмена, установление либо продление временных ставок, установление специальных пошлин) -- обычная в РФ практика. Достаточно сказать, что в 2003г., особенно к концу года, российское правительство принимало порой до 5 постановлений в день об изменении ввозных пошлин на самые разные товары -- от продуктов питания до транспортных средств.

Стоит также вспомнить введение в России в 2003г. новых правил вывоза иностранной наличной валюты российскими и иностранными гражданами, увеличивших суммы, разрешенные к вывозу без декларирования. От этого прежде всего сами же россияне могли и пострадать, ведь в Беларуси продолжали действовать прежние правила, и мы не сразу бросились менять их, давая понять соседям, что без согласованных решений могут наступить крайне неблагоприятные последствия. Ну а с этого года Россия вдвое подняла стоимость вещей, разрешенных к беспошлинному ввозу физическими лицами. У нас пока все по-прежнему. В результате наши ставки и правила все время как бы догоняют российские. В значительной мере это относится и к принятому в этом году постановлению Совмина N 1 о вывозных таможенных пошлинах.

Оставим старанья?

Конечно же, нет. Все наши названные и не названные здесь проблемы и нестыковки могут быть решены относительно быстро и просто -- путем делегирования полномочий в области тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности наднациональному органу, что исключило бы уже саму возможность односторонних, несогласованных действий.

Хотя на практике сформировать полноценный Таможенный союз оказалось намного сложнее, чем предполагалось, создать его нам просто необходимо, так как такие союзы способствуют укреплению не только торгово-экономических, но и политических связей государств, объединенных общими экономическими интересами. Кроме того, ТС -- всегда стартовая площадка для активной интеграции входящих в него стран.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by