$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: НЮАНСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

29.06.2010

Напомним, что согласно решению Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) от 27.11.2009 № 17 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза вступает в силу с 1.07.2010 г. при наличии информации депозитария о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу указанного Договора. Возникает вопрос: если ТК ТС останется не ратифицированным Беларусью, будут ли продолжать действовать ранее заключенные нами с Россией соглашения — о Союзном государстве, о Таможенном союзе и т.д.?

На этот и другие вопросы читателей «ЭГ» попросила ответить заслуженного юриста Беларуси Валерия ФАДЕЕВА.

Договор о создании Союзного государства, вступивший в силу 26.01.2000 г., должен оставаться действующим. Но, к сожалению, этот документ на самом деле действует во многом пока формально, поскольку многие его нормы остались декларативными. Так, в п. 1 ст. 2 Договора в качестве одной из целей провозглашено «создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики». Есть ли сегодня такое пространство? Пока видны только некоторые его элементы. Вряд ли можно говорить о полной реализации ст. 29 Договора, согласно которой в Союзном государстве действует единое таможенное пространство, в отношении которого применяются единый порядок экспортного контроля, взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров, а также единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза.

Были заключены соглашения и о создании равных условий для субъектов хозяйствования обеих стран (ст. 8 Договора), но и они практически не реализованы. Та же судьба постигла задачи формирования единой правовой системы демократического государства, создания единой денежной единицы (ст. 13), единой политики ценообразования (ст. 23) и др. Между тем решение о выходе из Союзного государства, согласно ст. 67 Договора, может быть принято только на основании всенародного референдума.

С Соглашением о Таможенном союзе между Беларусью и Россией от 6.01.1995 г. дело, на первый взгляд, обстоит несколько сложнее. Это Соглашение, вступившее в силу 30.11.1995 г., предполагало наличие прежде всего единой таможенной территории двух государств, что, естественно, затрагивает интересы третьего участника — Казахстана. Некоторые специалисты уже успели заявить, что Соглашение 1995 г. противоречит Договору от 6.10.2007 г. о создании единой таможенной территории и формировании таможенного пространства. Но, во-первых, указанное Соглашение также не было реализовано в полной мере, а, во-вторых, 20.01.1995 г. к нему присоединился Казахстан. При этом стороны приняли на себя в полном объеме права и обязательства, вытекающие из Соглашения от 6.01.1995 г., в том, что касается целей, принципов функционирования, механизма и этапов создания Таможенного союза, распределения таможенных пошлин, налогов и сборов, условий введения временных ограничений, таможенного контроля. При этом предполагалось, что регулирование внешнеэкономической деятельности в Казахстане будет осуществляться в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 20.01.1995 г.

Таким образом, Договор от 6.10.2007 г. как бы явился продолжением соглашений 1995 г., хотя на них в тексте этого Договора и не ссылались. Кроме того, согласно ст. 4 Договора, если до момента создания единой таможенной территории действующими между сторонами двусторонними международными договорами предусматривается более благоприятный режим в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, методов взимания таких пошлин и сборов, правил и административных процедур, применяемых во взаимной торговле товарами между Сторонами, по сравнению с режимом, устанавливаемым настоящим Договором, то применяются положения таких международных договоров.

Таким образом, вряд ли существованию нового Таможенного союза могут помешать оба соглашения — Беларуси и России от 5.01.1995 г. и трех стран от 20.01.1995 г. Более того, по имеющимся сведениям, указанные соглашения отнесены к нормативной базе, используемой при реализации Договора от 6.10.2007 г.

Но если наша страна вступает в ТС и ратифицирует Кодекс, то как быть с понятием «таможенная территория Республики Беларусь», со всем отечественным законодательством — таможенным, валютным и другим? По каким правилам будут жить субъекты хозяйствования Беларуси?

На эти вопросы ответить несколько проще. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь (к которым относятся соглашения о ТС), являются частью действующего на территории республики законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного НПА, и имеют силу того акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора. Под Договор от 6.10.2007 г. уже принят целый ряд необходимых документов, в т.ч. ратифицированных Республикой Беларусь (законы от 28.12.2009 № 88-З «О ратификации Соглашения о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза», № 86-З «О ратификации Соглашения о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах — участниках таможенного союза», № 84-З «О ратификации Соглашения о видах таможенных процедур и таможенных режимов»). Кстати, тот же ТК ТС идет как приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27.11.2009 г.

Понятно, что в ряде случаев наше законодательство будет расходиться с указанными актами. Но тогда будут напрямую действовать нормы международных договоров (если естественно из них не вытекает необходимость издания внутригосударственного акта) либо приняты соответствующие акты законодательства Беларуси. Строго говоря, соответствующие органы Беларуси параллельно с принятием наднациональных актов ведут работу по подготовке и принятию соответствующих изменений в законодательство Беларуси.

Заметим, что согласно ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство Таможенного союза состоит из самого Кодекса, международных договоров государств — членов ТС, регулирующих таможенные правоотношения в ТС, а также решений Комиссии ТС, регулирующих таможенные правоотношения в ТС, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств — членов ТС.

При этом согласно ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию ТС составляют территории стран — участниц союза, а также их исключительные экономические зоны и континентальные шельфы, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. При этом пределы таможенной территории ТС, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств — членов ТС искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства — члены ТС обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей.

Россияне уже подали пример, применив в проекте федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» термин «территория Российской Федерации» вместо «таможенная территория Российской Федерации». Примечательно, что Россия принимает данный закон, отказавшись от Кодекса.

Отметим, что ТК ТС в ряде случаев отсылает к национальному регулированию. Так, в соответствии с п. 4 ст. 349 ТК ТС международным договором государств — членов ТС и (или) законодательством государств — членов ТС могут быть определены иные особенности ввоза на таможенную территорию ТС или вывоза с такой территории запасных частей и оборудования, снятых в целях замены с транспортного средства международной перевозки в процессе его эксплуатации.

Так что национальное таможенное законодательство останется, однако вряд ли в таком объеме, как это сделала Россия (в упомянутом проекте 317 статей), тем более что в ст. 15 Конституции РФ провозглашен приоритет международных договоров перед нормами национального права.

Остается вопрос с законодательством в сфере уголовной и административной ответственности. Это — сфера национального регулирования. Однако если, к примеру, в отношении правонарушений в сфере таможенного дела состав правонарушений не будет совпадать с ТК ТС, эти нормы придется откорректировать.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях