$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Таможенный союз — хорошо, но реально ли...

12.10.2007

Беларуси выгодно создание Таможенного союза в рамках Беларуси, России и Казахстана, о чем договорились на прошлой неделе главы наших государств. Его наличие дало бы возможность отечественным производителям без ограничений торговать на рынках стран-участниц. Однако эксперты опасаются, что скорому появлению Таможенного союза может помешать нежелание России создавать единый энергетический рынок на его территории.

Таможенный союз (ТС) Беларуси, России и Казахстана должен реально заработать уже в 2010 г. Об этом договорились главы трех государств на заседании межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в Душанбе. Одобренный ими план действий рассчитан на три года, но стороны планируют ускориться.

Столь оптимистичные планы вызывают сомнения в их реализуемости у экономически активной общественности уже хотя бы потому, что разговоры о создании ТС ведутся давно (с 1995 г.), а самого союза как не было, так и нет. В МИДе, однако, «ЭГ» пояснили, что ситуация несколько изменилась, и это позволяет рассчитывать на успех мероприятия. Дело в том, что стороны договорились создать наднациональный орган управления в виде комиссии Таможенного союза, в который будут входить представители всех стран и который будет контролировать исполнение заключенных между странами договоров. В результате ни одна из сторон не сможет в одностороннем порядке что-либо поменять, пояснил «ЭГ» советник управления СНГ и ЕврАзЭС Министерства иностранных дел Александр Александрович. Такая ситуация очень выигрышна для нашей страны, считает он. Если раньше она подстраивалась под законодательство России, то сейчас получает возможность реально участвовать в формировании внешнеторговой политики в рамках Таможенного союза. И хотя у России блокирующий голос, без Беларуси с Казахстаном она ничего принять не сможет, отметил собеседник «ЭГ». Например, это касается единого таможенного тарифа. Для Беларуси чувствительными являются около 300 позиций ТН ВЭД ЕврАзЭС. Поменять ставки по ним будет возможно только в случае совместной договоренности сторон.

Начать работу комиссия сможет к середине следующего года, когда договор о ее создании будет ратифицирован в каждой из стран, а также утвержден регламент ее работы, определен состав и т. д. Планируется, что на следующем заседании ЕврАзЭС в Москве в мае либо июне 2008 г. будет рассмотрен вопрос о поэтапной передаче государствами ряда своих полномочий этой комиссии.

Из государств, с которыми Беларусь создает Таможенный союз, позиции России наиболее близки нам. С РФ таможенные пошлины унифицированы почти на 90%, тогда как с Казахстаном только на 60%, сообщил А.Александрович. Как только будет создана единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран и единая система таможенного администрирования, главы государств примут решение о создании единой таможенной территории и этим же решением они объявят о создании Таможенного союза, отметил он. В результате мы вернемся к отмене таможенного оформления и контроля на внутренних границах между сторонами.

Однако, по мнению отечественных экспертов, унификации норм внешнеторгового регулирования должно предшествовать создание единого экономического пространства со всеми его атрибутами. «Чтобы Таможенный союз действительно заработал, страны должны создать единое экономическое пространство между собой», — сказал «ЭГ» председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М. С.  Кунявского (БСПН) Георгий Бадей. Для этого нужно унифицировать законодательства трех стран, причем не на словах, а на деле. «Это значит, что телефонное право, благодаря которому чиновники сегодня могут запретить продавать в своей области продукцию не местных производителей, действовать не должно». Если речь идет о создании зоны свободной торговли, то и цены должны быть рыночными, в т.ч. на энергоносители, полагает Г.Бадей. Сделать их едиными для всех невозможно хотя бы потому, что затраты на транспортировку энергоресурсов различаются. Они будут разными даже в пределах Беларуси. Другое дело, цены должны формироваться по некой одинаковой схеме.

То, что наша страна будет настаивать на этой позиции, подтвердил, комментируя договоренности в Душанбе, помощник Президента Валентин Рыбаков. «Не может быть единой конкурентной среды в условиях неравенства цен на важнейшие сырьевые товары и энергоносители», — сказал он в интервью Интерфаксу. Подписанные в Душанбе документы должны стать гарантией того, что страны не будут дальше разбегаться, увеличивать разницу в условиях хозяйствования и вводить новые ограничения во взаимной торговле, считает помощник главы государства.

По мнению главы БСПН, если Таможенный союз трех стран все же когда-нибудь будет создан, выиграет от этого в первую очередь население. На рынке обострится конкуренция, которая неизбежно приведет к снижению цен. В этой ситуации субъекты хозяйствования должны не только радоваться, что им станут доступны рынки стран-участниц. Многим из них работать будет сложнее, поскольку появятся конкуренты из России и Казахстана. Особенно это касается монополистов, которые благодаря своему положению диктуют цены на белорусском рынке и которых в последнее время государство активно создает.

Дмитрий ЕРМАК