$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: чего ожидать участникам ВЭД©

22.12.2015

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) должен заменить действующий Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС). В работе над кодексом активно участвовали представители бизнес-сообщества стран союза.

 

Для разработки ТК ЕАЭС были созданы экспертная и рабочая группы. Первая собиралась регулярно на 2 недели, детально прорабатывая положения проекта, а во второй с участием представителей государственных органов (например, на уровне заместителей руководителей таможенных служб) и бизнес-сообщества обсуждались принципиальные разногласия.

Впервые проект ТК ЕАЭС  (далее – проект) был публично представлен год назад Евразийской экономической комиссией (далее – ЕЭК) на внутригосударственное согласование решением Коллегии ЕЭК от 18.12.2014 № 233.

Основными новациями этого проекта кодекса стали:

* приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в определенных таможенным законодательством случаях;

* возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации, автоматически, информационными системами таможенных органов;

* возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;

* использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, в т.ч. связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров;

* оптимизация предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза;

* унификация особенностей таможенного декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, применение неполного таможенного декларирования и периодического таможенного декларирования;

* сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, если по результатам ее проверки системой управления рисками не рекомендовано проведение таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений либо в других формах;

* установление возможности выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в случае, если таможенный контроль, начатый до выпуска товаров, не завершен;

* совершенствование института уполномоченных экономических операторов;

* уточнение содержания и условий отдельных таможенных процедур;

* упрощение порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС отдельных категорий товаров.

Напомним, сейчас подача таможенной декларации должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация (ст. 183 ТК ТС). С принятием ТК ЕАЭС этого не потребуется (ст. 79 проекта), за исключением ряда случаев. Кроме того, с 2 до 1 часа рабочего времени должен сократиться срок регистрации таможенных деклараций (ст. 81 проекта ТК ЕАЭС).

Использование электронных технологий становится приоритетом в проекте. В частности, в ст. 74 проекта содержится норма о том, что таможенное декларирование товаров производится в электронной форме, а изменение (дополнение) сведений, заявленных в таможенной декларации, может быть осуществлено по мотивированному обращению декларанта в виде электронного документа (ст. 82 проекта). Также таможенная декларация на товары Союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории Союза по обращению декларанта в виде электронного документа (ст. 83 проекта).

При подготовке проекта учитывалась важность развития транзитного потенциала Евразийского экономического союза. В частности, в проекте закрепляется порядок взаимоотношений между таможенными органами и участниками ВЭД при мультимодальных перевозках, в т.ч. когда декларантом таможенного транзита выступает экспедитор.

ЕЭК наделяется дополнительными полномочиями, которые позволят ей оперативно устанавливать (а при необходимости и модернизировать) единые для всех участников ЕАЭС порядок совершения таможенных операций при продлении срока транзита, изменении места доставки, установлении и изменении маршрута перевозки, применении сертификата обеспечения, получения разрешения на грузовые операции.

В проекте закреплена возможность определения международным договором в рамках ЕАЭС единого порядка осуществления таможенного сопровождения по территории нескольких государств – членов ЕАЭС. Для таможенного органа отправления подтверждением предоставления обеспечения, если оно предоставлено в другом государстве, будет являться зарегистрированный сертификат, сведения о котором и из которого могут быть получены с использованием информационных систем. Тем самым отпадает необходимость предоставления сертификата на бумажном носителе.

Предусмотрена возможность упрощения порядка оформления перемещаемой через таможенную границу многооборотной тары по аналогии с транспортными средствами международной перевозки (далее – ТСМП). Перевозчику предоставляется право продлить срок временного ввоза ТСМП в случае невозможности его обратного вывоза на время, необходимое для устранения причин, препятствующих вывозу. Определен и порядок передачи железнодорожных ТСМП (в т.ч. контейнеров) между перевозчиками и (или) получателем.

Изначально планировалось, что это произойдет с 1 января 2016 г., но после направления в декабре 2014 г. документа на внутригосударственное согласование ЕЭК получила множество замечаний и предложений по его доработке, в т.ч. концептуальных, кардинально изменяющих подходы, заложенные как в действующем кодексе, так и в проекте нового. Только от Казахстана поступило 557 поправок. В основном они касались сохранения принципа «резидентства», передачи значительного числа полномочий из наднационального регулирования в национальное, вывода из сферы таможенного регулирования взимания косвенных налогов, изменения существующего регулирования таможенных процедур и помещения товаров под них. Кроме того, Казахстан предлагает изменить подходы к регламентации ряда таможенных процедур, в т.ч. таких, как свободная экономическая зона, свободный склад, таможенный транзит.

После получения столь серьезных замечаний работа над проектом перешла в плоскость поиска компромиссов и обсуждения разногласий в рамках экспертной и рабочей групп. В частности, последнее заседание рабочей группы состоялось 7–8 декабря 2015 г., после чего началась двухнедельная сессия экспертной группы. Если консенсус будет достигнут, проект пойдет на повторное внутригосударственное согласование. По оценкам представителей ЕЭК, новый кодекс может вступить в силу в течение 2016 г.

Марина РОМАНОВА,

магистр юридических наук, старший преподаватель МВТУ

им. Н.Э. Баумана