Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36 (2533) от 20.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5043
EUR:
2.6212
RUB:
3.9928
Золото:
146.98
Серебро:
1.74
Платина:
74.8
Палладий:
160.23
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Таможенные преференции или налоговые льготы?

Весьма вероятно, что резиденты наших СЭЗ скоро лишаться таможенных льгот, которыми сейчас пользуются. Специальная межведомственная группа должна подготовить проект нового указа Президента по данному вопросу уже к началу июля...
Весьма вероятно, что резиденты наших СЭЗ скоро лишаться таможенных льгот, которыми сейчас пользуются. Специальная межведомственная группа должна подготовить проект нового указа Президента по данному вопросу уже к началу июля. Причиной принятия решения о ликвидации особого таможенного режима в действующих свободных экономических зонах стали случаи реализации произведенной в них  продукции на внутреннем рынке, причем с признаками недобросовестной конкуренции. Продукция, якобы вывезенная за пределы таможенной территории республики, оказывалась на местном рынке, естественно, по более низкой цене, так как при ее производстве в СЭЗ были предоставлены льготы. Указ также должен унифицировать налоговые режимы во всех СЭЗ на базе налогового режима первых зон, который является самым льготным по количеству взимаемых налогов. При этом общий налоговый режим может стать еще более льготным.

Комментируя грядущее изменение законодательства, регулирующего особый правовой статус свободных экономических зон, некоторые эксперты считают, что даже более льготный налоговый режим не сможет полностью компенсировать негативный результат отмены таможенных преференций. Таможенные льготы могут быть оставлены лишь для импортозамещающих товаров, производимых резидентами СЭЗ, включенных в официально утвержденный список продукции.

Интересно, что еще в мае с.г. было принято постановление ГТК РБ от 7.05.2004г. N 39, включающее в т.ч. и положения, направленные на избежание незаконного появления на внутреннем рынке республики товаров из СЭЗ. В этом документе описываются особенности исчисления пошлин и налогов при таможенном оформлении товаров, вывозимых с территории СЭЗ "Могилев" и "Гродноинвест". В тексте самого постановления говорится, что при вывозе с территории свободных таможенных зон, расположенных в границах СЭЗ "Могилев" или "Гродноинвест", в Российскую Федерацию товаров, происходящих из Республики Беларусь, являющихся продукцией собственного производства резидентов этих двух СЭЗ, таможенные пошлины и налоги не взимаются. При этом такие товары вывозятся за пределы таможенной территории Беларуси по процедуре перевозки товаров и транспортных средств под таможенным контролем и снимаются с контроля только после подтверждения российскими таможенными органами завершения данной процедуры. Эффективное использование такого механизма достаточно уверенно гарантирует, что данные товары не попадут на белорусский рынок, а будут вывезены за пределы таможенной территории республики.

В настоящий момент особый таможенный режим свободных экономических зон предусматривает предоставление следующих трех льгот:

- на продукцию собственного производства резидентов СЭЗ не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование при ее вывозе на остальную часть таможенной территории Беларуси, а также за ее пределы;

- иностранные товары при ввозе на территорию СЭЗ, а также товары, произведенные в СЭЗ и вывозимые за пределы таможенной территории республики не облагаются таможенными платежами (за исключением сборов за таможенное оформление);

- товары, вывозимые с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Беларуси, освобождаются от уплаты таможенных платежей при соблюдении определенных условий.

Критерием взимания таможенных платежей в последнем случае в соответствии с Законом о свободных экономических зонах является происхождение вывозимых товаров. В Положении ГТК "О порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию свободной таможенной зоны и вывозимых с ее территории" говорится, что если происхождение вывозимых с территории СЭЗ товаров соответствует правилам страны происхождения из Республики Беларусь, то ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются и меры экономической политики, которые имеют отношение к ввозимым на таможенную территорию Беларуси товарам, не применяются. А если происхождение вывозимых из СЭЗ на таможенную территорию Беларуси товаров не соответствует этим правилам, то названные пошлины и налоги взимаются и применяются предусмотренные законодательством меры экономической политики.

Законодательство, однако, содержит некоторые нормы, ужесточающие эти положения. Так, в 2002г. в Положения о свободных экономических зонах "Могилев" и "Гродноинвест", которые создавались у нас последними, были включены дополнения, определившие, что при вывозе на остальную территорию республики товаров собственного производства резидентов этих СЭЗ таможенными пошлинами и налогами облагаются вошедшие в состав вывозимых товаров иностранные товары, в отношении которых при ввозе на территорию свободной таможенной зоны не взимались таможенные пошлины и налоги.

Мировой опыт (например, Китая) показывает, что свободные экономические зоны помогают отработать механизмы создания благоприятного инвестиционного климата в принимающей стране, а также интегрировать национальную экономику в мировую. Они помогают экономике страны открыться и приспособиться к приему иностранных инвестиций. Таможенные барьеры по своей сути являются препятствием для иностранных инвесторов. Создание СЭЗ и входящих в них свободных таможенных зон позволяет привлечь иностранных инвесторов, заручиться доверием иностранного капитала. Поэтому в случае отмены таможенных преференций свободные экономические зоны могут стать более интересными белорусскому капиталу, нежели иностранному. При этом сам факт значительного изменения особого правового статуса свободных экономических зон, связанный с отменой ранее предоставленных льгот, может быть воспринят как ухудшение условий хозяйствования и, как следствие, привести к уменьшению интереса к ним со стороны иностранных инвесторов. Поэтому эксперты считают, что так как вклад СЭЗ в экономику на сегодняшний момент незначителен (на долю СЭЗ приходится 2,3% общего объема промышленного производства страны, менее 2% инвестиций в основной капитал и 3% экспорта), потери от уменьшения потенциального количества иностранных инвестиций превысят положительный эффект от ликвидации недобросовестной конкуренции произведенных в СЭЗ товаров на местном рынке.

Тем не менее сама по себе унификация законодательства, регулирующего особый правовой статус свободных экономических зон, определенно необходима. Сегодня белорусские СЭЗ предоставляют неодинаковые льготные условия своим резидентам. Так, налог на прибыль и налог на доходы в первых четырех зонах взимаются по ставке 15%, а в созданных последними СЭЗ "Могилев" и "Гродноинвест" - по вдвое меньшей ставке, чем общереспубликанская на текущий момент, - 12%. Опять же, в первых четырех зонах действует пониженная ставка НДС - 10%, а в последних двух льготы по НДС не предоставляются вовсе. Неодинаково и количество налогов, уплачиваемых резидентами разных СЭЗ. Такой разнобой в условиях хозяйствования затрудняет анализ действующего законодательства иностранным инвесторам, тем более что предоставляемые льготы прописаны в положениях о каждой зоне, а в Законе о СЭЗ содержатся только общие принципы их предоставления. Транспарентность же и понятность законодательства играют большую роль в оценке рисков вложения капитала. Поэтому унификация законодательства, регулирующего особый правовой статус свободных экономических зон, может способствовать дальнейшему их развитию. Но при этом очевидно, что для увеличения роли СЭЗ в экономике страны необходимо не ужесточать, а, напротив, как можно больше смягчать условия работы в них.