$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ТАМОЖЕННИКИ ИЩУТ ЗАНИЖЕНИЕ©

12.03.2013

ГТК Беларуси в 2013 г. в целях обеспечения полноты сбора таможенных платежей для наполнения доходной части госбюджета продолжит бороться с нарушениями таможенного законодательства. В числе приоритетных направлений — контроль таможенной стоимости, сообщили на пресс-конференции в Минске руководители ГТК.

В рамках противодействия занижению таможенной стоимости ГТК заключено на сегодняшний день 85 меморандумов о взаимопонимании с крупными мировыми производителями, проинформировал заместитель председателя ГТК Юрий Брытков. В их числе Volkswagen, ZF Friedrichshafen AG, Kia, Porsche, Nokia, Audi, Skoda, Volvo, Citroёn, Peugeot, Nissan, LG Electronics, Chevrolet, BMW, Suzuki, Opel, Toyota, Renault. Основой партнерства с ними, как пояснил Ю.Брытков, является согласие компаний систематически информировать нашу таможню о ценах производимых товаров и об условиях их поставок на белорусский рынок.

Но, если при ввозе брендовой продукции утаить ее реальную таможенную стоимость стало практически невозможным, то, ввозя ширпотреб малоизвестных производителей, импортеры не оставляют попыток «наварить» прибыль за счет занижения таможенной стоимости. Нарушения здесь бывают двоякого рода — подмена коммерческих документов и ошибки в оформлении, рассказал начальник управления тарифного регулирования и таможенных платежей ГТК Александр Валиев. В первом случае действия участника ВЭД квалифицируется как незаконное перемещение через таможенную границу и влечет суровое наказание.

Напомним, заявленная таможенная стоимость товаров принимается при представлении в таможенный орган всех запрашиваемых документов и сведений либо объяснений причин (в письменной форме), по которым такие документы и сведения не могут быть предоставлены таможенному органу. Если декларант не выполнил указанные требования в полном объеме, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров. Поэтому ГТК рекомендует декларантам с должным вниманием подходить к формированию представляемых комплектов документов и документально доказывать заявленную таможенную стоимость товаров.

Если же декларант при оформлении не указал какой-то компонент в структуре таможенной стоимости, скажем, транспортные расходы, то «забывчивость» расценивается лишь как административное правонарушение с более мягкими последствиями. Правда, в силу стабильности законодательства о таможенной стоимости уровень грамотности участников ВЭД сегодня достаточно высок и подобных нарушений совершается немного.

А вот с подменой импортерами документов ГТК мириться не собирается. По словам А. Валиева, в текущем году таможенники направят свои усилия, в частности, на раскрытие схем такой подмены до ввоза товаров в республику. Задача это, кстати, непростая. Чтобы установить подтасовку документов, наша таможня должна обратиться к коллегам из страны ввоза, чтобы сверить ценовую информацию на товар. К сожалению, многие страны фактически игнорируют запросы наших таможенников или присылают отписки, из которых нельзя установить стоимость товаров. Причина тому — отсутствие соответствующей договорной базы. Отчасти поправить положение ГТК в 2013 г. планирует с помощью создания аналитической службы, призванной изучать информацию, в т.ч. открытых источников (к примеру, биржевых котировок). Кроме того, белорусские таможенники рассчитывают на помощь российских и казахстанских коллег. Ведь порядок контроля таможенной стоимости регулируется законодательством Таможенного союза. Контроль здесь осуществляется в т.ч. с применением согласованных «тройкой» индикаторов риска занижения таможенной стоимости. В настоящее время таможенниками трех стран унифицировано уже порядка 5300 стоимостных индикаторов.

Иван МИХАЛЕВИЧ