$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ:©

27.09.2013

цена объяснений

Участники ВЭД часто сталкиваются с вопросами подтверждения таможенной стоимости ввозимых в Беларусь товаров. О проблемах оценки этого показателя рассказал на конференции в Минске главный инспектор отдела тарифного регулирования и методологии таможенной стоимости управления тарифного регулирования и таможенных платежей ГТК Беларуси Николай СИДОРОВИЧ.

Заявляемая таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации — декларант либо таможенный представитель несут ответственность за указание в декларации недостоверных сведений. В случае обнаружения признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки. Такие признаки не ограничиваются случаями несоответствия сведений в предоставленных документах. Это могут быть также и выявленные риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, более низкие цены по сравнению с информацией из различного рода источников.

В случае проведения дополнительной проверки таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенную в соответствии со ст. 88 ТК ТС. На данном этапе таможенная стоимость таможенным органом не определяется и не корректируется.

При проведении дополнительной проверки лицо, декларирующее товары, согласно п. 3 ст. 69 ТК и п. 21 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утв. решением КТС от 20.09.2010 № 376, обязано представить таможенному органу документы, сведения и необходимые пояснения либо объяснить письменно причины, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказывать заявленную таможенную стоимость товаров, а также обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо объяснение, почему они не могут быть представлены. В противном случае таможенный орган примет решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении.

Отметим, что законодательством ТС не установлена обязанность таможенного органа доказывать факт недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров при проведении дополнительной проверки, в т.ч. при рассмотрении заявлений субъектов хозяйствования в хозяйственном суде.

Кроме того, таможенным органом по результатам дополнительной проверки не устанавливается и факт достоверности сведений о таможенной стоимости. Заявленная таможенная стоимость принимается таможенным органом при представлении декларантом запрошенных документов и сведений, подтверждающих эту стоимость или устраняющих основания для проведения дополнительной проверки. Документы, сведения и пояснения (как запрошенные таможенным органом, так и представляемые по собственной инициативе декларанта) должны быть представлены декларантом в таможенный орган одним комплектом (не частями) до истечения срока их представления. Соответственно, при рассмотрении вопроса законности принятого таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара в рамках обжалования такого решения вышестоящий таможенный орган руководствуется теми же документами, которые были представлены и подвергались оценке при проведении дополнительной проверки.

Объективными причинами непредставления дополнительно запрашиваемых документов признается документальное подтверждение того факта, что запрашиваемый документ не существует или не применяется в коммерческой практике сторонами сделки. Второй случай в соответствии с п. 35 Положения о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости, утв. постановлением Совета Министров от 29.08.2008 № 1246, рассматривается применительно к коммерческим документам (транспортные документы, счета, упаковочные листы и т.д.), а также к документам, используемым в процессе переговоров, предшествующих заключению сделки (заказы на поставку, прайс-листы, каталоги и т.д.). Пояснения декларанта о неприменении в коммерческой практике сторонами сделки документов, существующих объективно (экспортная декларация, документ (отчет), отражающий сведения об основных затратах и прибыли предприятия), не могут считаться объективной причиной их непредставления.

Не удастся здесь сослаться и на коммерческую тайну. Наличие в представляемых в таможенный орган документах конфиденциальных сведений обусловлено спецификой деятельности таможенных органов, является обычной практикой и не освобождает юридических и физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу, от обязанности представлять такие документы в соответствии с законными требованиями уполномоченных должностных лиц таможенных органов. Любая информация, полученная ими в соответствии с таможенным законодательством ТС и (или) законодательством государств — членов ТС, согласно ст. 8 ТК используется такими органами исключительно для таможенных целей.

В целях исполнения обязанности по представлению дополнительных документов и сведений, установленной ст. 69 ТК, при проведении дополнительной проверки декларант правомочен разъяснять контрагенту по внешнеэкономической сделке указанные выше особенности законодательства ТС в отношении информации, представляемой в таможенный орган, а также минимизировать риски, связанные с получением информации от контрагента, путем включения в текст внешнеэкономических договоров (контрактов) положений, налагающих на продавца обязательства по представлению отдельных документов для таможенных целей (оказанию содействия в получении таких документов покупателем).

Что касается возможности инициирования таможенными органами Беларуси запросов в таможенные или другие компетентные органы стран происхождения, отправления, транзита, предусмотренной п. 38 Положения, в рамках проверки сведений, содержащихся в документах, выданных указанными органами, необходимо учитывать, что целью направления таких запросов является выявление фактов недостоверности сведений о таможенной стоимости товара в рамках проводимых после выпуска товаров проверочных мероприятий для принятия соответствующих мер согласно законодательству. Ввиду ограниченности сроков проведения дополнительной проверки, отсутствия договорно-правовой базы по обмену соответствующей информацией с рядом государств, наличия дополнительных требований, предъявляемых к запросам компетентными органами отдельных государств, использование указанного механизма в рамках дополнительной проверки зачастую невозможно.

В настоящее время с участием заинтересованных министерств и ведомств государств — членов ТС разрабатываются проекты решений Коллегии ЕЭК, регламентирующие порядок применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров, учет процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров, вопросы включения вознаграждения посредникам (агентам) и брокерам в таможенную стоимость товаров и отдельные вопросы определения таможенной стоимости товаров в рамках доработки Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утв. решением Коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283.

Татьяна АБРАМОВИЧ