Таможенная «административка» в судах: послабления и практика
Судья Верховного суда Республики Беларусь Наталья Сурма рассказала о практике ведения дел об административных таможенных правонарушениях (АТП) судами и о том, как либерализация коснулась и этой сферы.
Следует отметить, что с учетом произошедших изменений КоАП и ПИКоАП мы имеем и принципиально иную картину привлечения к административной ответственности, чем ранее.
Так, в 2018 г. в судах примерно в 2 раза уменьшилось количество дел о правонарушениях против порядка таможенного регулирования, их количество сократилось на 47%.
И если в 2016–2017 гг. оно составляло примерно по 11 тысяч дел, то за 2018 г. было рассмотрено 5751. Практически по 4% дел привлекаемые лица были освобождены от административной ответственности за совершение административных таможенных правонарушений.
Смягчение ответственности за АТП
В последние годы в Беларуси ведется большая работа по либерализации в т.ч. административного и процессуального законодательства.
Со вступлением в силу с 1 января 2018 г. Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, на основании и в соответствии с которым производится регулирование правоотношений в таможенной сфере, а также с 31 января 2018 г. – Закона № 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях» значительно изменилась правоприменительная практика при разрешении вопросов привлечения к административной ответственности лиц за нарушение норм таможенного законодательства.
Так, законодателем последними изменениями в административный материальный и процессуальный законы внесены ряд норм по значительному смягчению административной ответственности. Концептуально изменены подходы к административной ответственности субъектов хозяйствования.
В соответствии с новой редакцией ст. 4.8 КоАП за совершение административных правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, а также против порядка таможенного регулирования индивидуальный предприниматель и юридическое лицо несут административную ответственность лишь в случае, если это предусмотрено санкцией статьи и при этом установлено хотя бы одно из условий, свидетельствующих о существенном характере вреда, причиняемого правонарушением. Такие условия перечислены в п.п. 1–6 ч. 1 ст. 4.8 КоАП и по тем составам административных таможенных правонарушений, которые мы обсуждаем сегодня. Они следующие:
– совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения такого вреда;
– совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым административным законом правам и интересам в размере свыше сорока базовых величин;
– стоимость предмета административного правонарушения превышает сорок базовых величин,
а также, если в санкции статьи предусмотрена обязательная конфискация.
Положения ст. 4.8 КоАП имеют обратную силу и подлежат применению, в т.ч. и при рассмотрении дел об административных таможенных правонарушениях в отношении лиц, совершивших такие деяния до 31 января 2018 г.
В случае совершения противоправного деяния и при наличии хотя бы одного из перечисленных условий, при которых юридическое лицо не будет подлежать административной ответственности, к административной ответственности за указанное деяние, предусмотренное Особенной частью КоАП, не исключается привлечение виновного должностного лица этого юридического лица.
Альтернатива конфискации
Вместо обязательной введена альтернативная конфискация в санкциях ч. 1 ст. 14.1, ч. 2 ст. 14.5 КоАП.
Исключено административное взыскание в виде конфискации за совершение правонарушений, предусмотренных следующими нормами КоАП: ст.ст. 14.2, 14.3, 14.4, ч.ч. 1 и 3 ст. 14.5, ст. 14.7 КоАП.
В санкциях отдельных из перечисленных норм размер штрафа определяется в процентном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения. В гл. 14 КоАП при наложении административного взыскания на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо размер штрафа составляет до 30% от стоимости предмета административного правонарушения.
Существенно изменены условия обращения в доход государства предмета административного правонарушения при неустановлении лица, совершившего правонарушение.
До произошедших в 2018 г. изменений в процессуальном законе в случаях неустановления лица, совершившего АТП, подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению таможенным органом заканчивалась вынесением постановления о прекращении дела, и материалы, имеющие к нему отношение, направлялись в суд для решения вопроса об обращении в доход государства изъятых товаров.
Теперь же, исходя из современной редакции ст. 10.27 ПИКоАП, обращение в доход государства предмета административного правонарушения допускается только в двух случаях:
– если такое имущество запрещено к обороту;
– при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП – т.е. в случае перемещения их вне определенных законодательством мест или в неустановленное время, а также с сокрытием от таможенного контроля.
Дела об административных правонарушениях против порядка таможенного регулирования рассматриваются таможенными органами и судами общей юрисдикции.
По месту расположения таможенных органов должностными лицами начинается ведение административного процесса по делам, которые впоследствии и поступают для рассмотрения в районные суды.
В частности, судам подведомственно рассмотрение дел об административных таможенных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1, ч.ч. 1 и 2 ст. 14.2, 14.3, 14.4, 14.5 и 14.7 КоАП.
Статьи и ответственность
Наиболее часто применяемой статьей и, соответственно, совершаемыми по ней правонарушениями, является ст. 14.5 КоАП. Ответственность по данной статье наступает за недекларирование или недостоверное декларирование товаров.
В соответствии со ст. 14.1 КоАП ответственность наступает за перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время. Также этой статьей определена административная ответственность за перемещение товаров, подлежащих таможенному декларированию, через таможенную границу ЕАЭС с сокрытием от таможенного контроля, то есть с использованием тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или с приданием одним товарам вида других товаров, а также за покушение на такое перемещение.
Частями 1 и 2 ст. 14.2 КоАП предусмотрена административная ответственность за недоставку товаров, находящихся под таможенным контролем в установленное таможенным органом либо определенное законодательством место доставки на таможенной территории союза, а также за выдачу (передачу) таких товаров без разрешения таможенного органа иным лицам либо их утрата, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 14.7 КоАП.
За покидание пункта ввоза или вывоза до начала либо завершения в отношении товаров, подлежащих таможенному декларированию, таможенных операций, а также за нарушение порядка убытия с таможенной территории Таможенного союза ответственность предусмотрена соответственно ст.ст. 14.3 и 14.4 КоАП.
В случаях использования находящихся под таможенным контролем транспортных средств в нарушение установленного законодательством порядка эти деяния будут квалифицироваться по соответствующей части ст.14.7 КоАП.