$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ТАМ, ЗА ТУМАНАМИ КАЧАЕТСЯ МАЯТНИК МИГРАЦИИ©

22.03.2013

На прошлой неделе Белорусский институт стратегических исследований (BISS) представил доклад «Влияние трудовой миграции на Беларусь: демографическая перспектива». Альтернативные подсчеты существенно отличаются от официальных данных по миграции и планов Национальной программы демографической безопасности привлечения в страну до 60 тыс. мигрантов в 2011—2015 гг. О сложившейся в республике ситуации в сфере миграции и ее влиянии на экономику и общество рассказывает аналитик BISS Андрей ЕЛИСЕЕВ.

— Андрей, вопреки данным официальной статистики ряд исследований полагает, что с момента обретения независимости миграционное сальдо в Беларуси является отрицательным. Какое мнение у BISS по этому вопросу?

— На основании более ранних исследований и сопоставления статистических данных стран, с которыми Беларусь имеет значительный миграционный обмен, можно смело утверждать, что сальдо миграции у нас завышено. Одна из работ (авторы Ирина Загорец и Владимир Загорец), по данным переписей населения, естественного и миграционного движения населения, оценивает сальдо внешней миграции для Беларуси в 1990–2010 гг. в размере минус 130 тыс. человек. Оценки отдела народонаселения ООН менее радикальны, но также указывают на то, что Беларусь с 1990 г. покинуло больше человек, нежели прибыло.

Сравнивая статистические данные по белорусским эмигрантам некоторых принимающих стран, BISS также выявил завышение официальной цифры миграционного сальдо. Так, по сведениям статорганов США, Израиля, Канады, Германии, в этих странах в сумме постоянно проживает до 150 тыс. белорусов, не учтенных в официальных данных по эмиграции. Получается, что миграционный обмен вовсе не замещает естественную убыль населения, а даже усугубляет ее. При этом Беларусь совсем не так привлекательна для иммигрантов, как считается.

— Чем объяснить расхождение альтернативных и официальных данных?

— Национальный статистический комитет использует данные Департамента по миграции и гражданству МВД. Выбывая за границу на ПМЖ, лицо обращается в отдел по миграции, который предоставляет соответствующее разрешение и выдает специальный паспорт серии PP. Выбыв за границу, такие граждане становятся на постоянный консульский учет в белорусских посольствах. Наказания за обхождение данных процедур белорусским законом не предусмотрено, и те, кто их игнорирует, по-прежнему считаются живущими в республике. Политические соображения (представление Беларуси спокойной, поступательно развивающейся, привлекательной для иммигрантов страной) не способствуют критическому подходу к оценке миграционных параметров со стороны официальных академических институтов.

— Но официальные выводы используются при разработке миграционной и демографической стратегий, оценки реализации текущих демографических программ. Чем угрожает статистический дисбаланс?

— Использование необъективных данных ведет к принятию неправильных решений, которые лишь усугубляют ситуацию. Госорганы, опираясь на неполные данные официальной статистики, полагают, что в 2011 г. Беларусь имела положительное сальдо миграции в размере почти 10 тыс. человек. Сравнение с данными принимающих стран указывают, что по всей видимости из Беларуси на постоянное место жительства в 2011 г. выбыло больше людей, нежели прибыло в республику. Чем скорее будет признан факт отрицательного сальдо внешней миграции, тем раньше можно будет пересмотреть миграционную политику.

В целом в сфере миграции и рынка труда существует тенденция ограничения доступа для широкой общественности к объективным данным. Во-первых, это касается данных по безработице, которая оценивается лишь по гражданам, ставшим на учет в службе занятости, а не по международной методике. Во-вторых, с начала 2012 г. в стране проводятся квартальные обследования рабочей силы, которые предоставляют довольно точные данные о числе работников в стране, экономически активном населении и безработным, о предложении и спросе на рынке труда.

Несмотря на первоначальные обещания представителей госорганов, что результаты будут опубликованы на сайте Белстата после нескольких проведенных обследований, такая информация в публичном доступе до сих пор не появилась.

— Но есть сведения консалтинговых агентств и независимых экспертов, которые еще в начале 2012 г. отметили усиление трудовой миграции. Куда направлены ее потоки?

— Результаты национального опроса в 2006 г. показывали, что наиболее привлекательными странами для временной трудовой миграции были Германия, США, Великобритания, Россия и Италия. По данным опроса 2010 г., проведенного под эгидой Института социологии НАН Беларуси, миграционная привлекательность сместилась в сторону России (16,4%). За ней следует Германия (15%), США (12,7%), Италия (7,3%) и Польша (6,5%).

Благодаря географической близости, отсутствию языкового барьера, равным условиям на рынке труда основной поток временных трудовых мигрантов (70–90%) приходится на Россию. В то же время белорусские трудовые мигранты со сменой постоянного места жительства довольно часто направляются на запад — в США, Германию, Великобританию и Канаду. В связи с комплексом мер, принятых Польшей по привлечению трудовых мигрантов из Восточной Европы, эта страна может в ближайшее время стать потенциально важным направлением трудовой миграции. Одно из недавних исследований (автор Ирина Вашко) приходит к выводу, что около 35 тыс. белорусов переедут жить в Польшу в следующие 10 лет, если ВВП обеих стран будет меняться прежними темпами.

— Как вы оцениваете объем трудовой миграции?

— В связи с объективными сложностями учета здесь существуют различные оценки. По данным переписи 2009 г., в России работали около 38 тыс. белорусов. Однако надо иметь в виду, что условия на рынке труда РФ в кризисном 2009 г. ухудшились, и в проводившейся в октябре переписи, среди прочего, не были учтены тысячи сезонных работников. То есть такая цифра, несомненно, занижена. В то же время оценки до 1 млн. трудовых мигрантов выглядят чрезмерно завышенными. Реальной была бы цифра в 800 тыс., если бы буквально все трудоспособное население, не занятое в белорусской экономике, кроме безработных, старшеклассников и студентов дневной формы обучения, подалась в Россию. В действительности часть людей либо заняты в теневой экономике, либо по ряду причин вообще не ищут работу.

Предположительно, в России находится 200–300 тыс. белорусских временных трудовых мигрантов. При этом таковыми мы считаем лиц либо работающих в России в настоящее время, либо занятых там на протяжении последнего года. Отметим, что в 2010 г. лишь 3,2 тыс. белорусов работали в России на основании официальных рабочих контрактов с работодателями. То есть официальная цифра в сто раз меньше объективной.

— Отразился ли кризисный год на настроении потенциальных трудовых мигрантов и в целом на стремлении эмигрировать?

— Поскольку преобладающим мотивом трудовой миграции является желание улучшить свое материальное положение, то в кризисном 2011 г., надо полагать, миграционные намерения увеличились. Насколько — точно сказать невозможно, т.к. по 2011 г. нет данных соответствующего национального опроса. Однако об увеличении попыток эмигрировать в страны Запада в 2011 г. косвенно свидетельствует резкое увеличение обращений белорусов о предоставлении убежища. Так, по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Европейского статистического агентства, в 2011 г. число прошений в европейских странах составило около 1600, или на 50% больше, чем в 2010-м.

Конечно, рост прошений об убежище мог быть в некоторой степени обусловлен ухудшением политической обстановки в стране после выборов 2010 г. Однако статистика миграционных агентств европейских стран показывает, что доля обоснованных прошений сравнительно невелика. То есть значительная часть заявителей, по всей видимости, пыталась эмигрировать в ЕС не из-за дискриминации по политической, национальной и прочим причинам, а по экономическим мотивам.

— Не секрет, что демографическая ситуация в стране очень сложная. С середины 90-х численность населения устойчиво снижается (с 10,2 млн. человек в 1993 г. до 9,5 млн. в 2012 г.). Причем с 2008 г. постепенно уменьшается трудоспособное население, возрастает доля людей старше пенсионного возраста. Как внешняя миграция, в т.ч. трудовая, влияет на демографическую и экономическую обстановку?

— Действительно, несмотря на устойчивое уменьшение населения, начиная с 1994 г. вплоть до 2008 г. в структуре населения увеличивалась доля людей в трудоспособном возрасте. Одновременно уменьшалась и демографическая нагрузка — соотношение трудоспособного населения к гражданам младше 16 лет и старше пенсионного возраста становилось все более благоприятным. Однако с 2009 г. появилась обратная тенденция: доля населения в нетрудоспособных возрастах устойчиво увеличивается за счет процессов старения, демографическая нагрузка возрастает. В таких условиях эмиграция еще более усугубляет возрастную структуру белорусского общества. Даже согласно официальной статистике, которая регистрирует не всех покидающих страну, эмигранты моложе и образованнее, чем прибывающие в Беларусь иммигранты.

Эмиграция со сменой постоянного места жительства однозначно негативно сказывается на демографической и экономической ситуации в стране. В то же время экономическое влияние временной трудовой миграции неоднозначно. С одной стороны, ее результатом является дефицит рабочих кадров в некоторых отраслях (например, в строительстве, транспорте). С другой — трудовая миграция снижает уровень безработицы и обеспечивает приток валюты в форме денежных переводов, получаемых от трудовых мигрантов.

— Кстати, существуют различные оценки этих переводов. Какие из них наиболее реальны?

— Нацбанк располагает цифрой денежных переводов, отправленных белорусскими мигрантами по официальным каналам (банки, почтовые отделения, операторы по переводу денег), не учитывая переводы по неформальным каналам. Оценочные данные (исследование специалистов Института экономики НАН И.Колесниковой и А.Лученка) говорят о том, что сальдо денежных переводов составляет до 2% ВВП Беларуси. Учитывая, что это довольно заметная поддержка национальной экономики, упомянутое исследование рекомендует властям воздержаться от создания дополнительных барьеров для потенциальных мигрантов, стремящихся выезжать на работу за рубеж, и для пересылки заработанных денег в Беларусь.

— Что, на ваш взгляд, нужно для решения проблем миграции?

— Следует произвести переучет эмигрантов и учитывать выбывающих, в т.ч. на основании данных принимающих стран. Однако это лишь позволит лучше узнать объективную картину. Для решения миграционных проблем не обойтись без повышения уровня благосостояния населения, а для этого необходимо производить структурные экономические реформы. Нужно реформировать рынок труда, который в Беларуси наиболее зарегулирован среди стран Восточного партнерства. Необходим больший уровень дифференциации зарплаты исходя из квалификации и умений работников, иначе стимулируется отъезд высококвалифицированных кадров. Вероятно, следует повысить размер пособий по безработице и дифференцировать его исходя из уровня прежней зарплаты работника. Полезно также производить регулярные опросы трудовых мигрантов и создать межведомственный орган по вопросам миграции.

Беседовала

Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях