$

2.0584 руб.

2.2803 руб.

Р (100)

3.0864 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Резонанс

ТАМ, ГДЕ ПРОШЕЛ СТРАХ, ОСТАЕМСЯ ТОЛЬКО МЫ

14.12.2010

Выступая на IV Всебелорусском народном собрании, Александр Лукашенко пообещал кардинальные изменения в контрольной деятельности. Главная цель этих перемен — контролирующие органы не должны быть тормозом для развития деловой инициативы. Глава государства пообещал в ближайшие год—два привести «к общему знаменателю» всякие мониторинги и проверки и «принципиально посмотреть на контрольную систему».

Леонид ФРИДКИН

Хочется надеяться, что решение в этой сфере, которое обещано принять в первой половине 2011 г., все изменит. Правда, такие надежды уже возлагались на Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». С его появлением связывали радикальные изменения, снижение количества проверок. Но не прошло и года, как старая проблема замаячила снова. Может, дело не столько в правилах контроля, сколько в нас самих?

Авторитетные межстрановые мониторинги World Values Survey, International Social Survey и Life in Transition Survey свидетельствуют, что качество госрегулирования тесно связано с уровнем доверия в обществе. Парадоксально, но чем первое ниже, тем больше граждан ратует за повышение роли государства в экономике, причем там, где люди мало доверяют друг другу и всего боятся, вера в государство сочетается с признанием его коррумпированности и неэффективности. Как ни странно, эта иррациональная логика характерна для всех стран — как развивающихся, так и развитых.

Например, согласно опросам, проведенным в 57 странах (Беларуси среди них нет), уровень доверия в мире в среднем составляет 56%. Один из самых высоких показателей — в России, где не доверяют соотечественникам 77% опрошенных, а чемпионом по открытости признана Норвегия, в которой только 26% граждан относятся к окружающим с подозрением.

Экономисты доказывают, что такие настроения — не личное дело каждого. Этот страх тормозит прежде всего экономику. Страны с высоким уровнем доверия регулируют деятельность бизнеса в гораздо меньшей степени, чем те, где люди боятся друг друга. В итоге у первых выше уровень экономического развития и жизни.

Гарвардские экономисты Филипп Эгион, Ян Элгон, Пьер Каук и Эндрю Шлейфер в своей работе «Регулирование и недоверие» отмечают, что люди, не доверяющие своим соотечественникам, воспринимают экономическую конкуренцию как вредную, а демократию — как препятствие развитию экономики. При таких воззрениях в обществе законодатели исходят из того, что все предприниматели — воры и обманщики, а потому необходим максимум запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности. Избавиться от этой привычки нелегко. Когда в обществе тотального контроля начинается либерализация, его накрывает социальная дезорганизация и высокая коррупция. Ведь отменить запрет можно быстро, а вот для появления традиции взаимного доверия нужны десятилетия. И граждане, столкнувшись с обманом и вседозволенностью, начинают вновь тосковать по «железной руке». Когда в обществе сильны горизонтальные связи и высока склонность к сотрудничеству, люди способны самостоятельно, без вмешательства извне (в первую очередь — со стороны государства) решать возникающие проблемы. А когда люди боятся друг друга, тянет на вертикальное управление. Это, в свою очередь, требует дополнительных издержек на госрегулирование и контроль, что снижает эффективность экономики. Бизнес больше боится штрафов и конфискаций, чем заботится о росте доходов и объемов. Взаимное недоверие граждан формирует спрос на тоталитарный стиль управления, который еще больше увеличивает страхи людей и недоверие друг к другу. Круг замыкается.

Впрочем, либерализация постепенно доказывает свою привлекательность — если ей предоставляется такой шанс. Скажем, когда бизнес-союзы добивались отмены счет-фактуры по НДС, иные чиновники уверяли, что это приведет к массовому уклонению от уплаты налогов и чуть ли не коллапсу экономики. Но счет-фактуру отменили, ведение книги покупок перестало быть обязательным, а НДС по-прежнему занимает ведущее место в доходной части бюджета, и даже мероприятия по предотвращению необоснованных вычетов этого налога вполне удаются работникам ИМНС. Почему-то кажется, что если чиновников удастся уговорить на выведение из категории бланков строгой отчетности накладных, кассовых ордеров, заказ-нарядов и т.п., последствия будут столь же мирными. Обходятся же как-то жители остальных стран СНГ, не говоря уж об Евросоюзе, без бланков строгой отчетности, причем без особого ущерба для казны. Впрочем, им и счет-фактура по НДС не мешает, ибо правила ее выписки предельно просты.

С другой стороны, страх и недоверие граждан друг к другу — основной барьер на пути любых реформ. К примеру, боязнь потерять работу заставляет соглашаться на жесткое регулирование государством трудовых отношений. При этом мало кто у нас задумывается, во что обходятся экономике требования роста зарплаты и сохранения рабочих мест. Впрочем, последний кризис продемонстрировал, что правительства многих стран готовы поступиться интересами экономики ради сохранения социальной стабильности. Но результат получается обратным: чем меньше свобода предпринимательства, тем меньше эффективность предприятий и вакансий, а чем жестче регулирование, тем выше доля теневой экономики. Защищенность работников уменьшается из-за их собственных страхов. А завышенные социальные обязательства отливаются в рост внешнего долга, дефицита бюджета и отрицательного сальдо торгового баланса.

Тем временем десятки тысяч крепких, трудоспособных мужчин и женщин занимаются контролем, вместо того чтобы создавать экономические ценности. И еще большее количество граждан занято исключительно изготовлением документов, единственное назначение которых — попытаться развеять подозрения проверяющих. Возможно, это и имел в виду Президент Беларуси, заявив, что на проверках порой теряется больше, чем получается в их результате, «даже если переводить в денежное исчисление». По его мнению, «идти надо только туда, где ты уверен, что там у тебя есть работа». «Не надо садить десять работников от прокуратуры, МВД, контролирующих органов, и они будут лопатить эту организацию целый месяц. Так было всегда, но быть не должно и не будет», — призвал глава государства.

Что будет взамен? Любой контролирующий орган до сих пор находил при желании повод для визита. Ибо древняя ревизорская мудрость гласит: «нет невиновных, есть только еще непроверенные». И если уж пришел — без выявленных нарушений не уходи. При нашем законодательстве это не так уж сложно. Неудивительно, что результативность проверок в стране близка к 100%. Одновременно все гадают — как бы нам справиться с бюрократизмом, упростить бухучет и упорядочить контрольную деятельность? А ведь все так просто: давайте доверять друг другу и быть достойными этого доверия...


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы