$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Там, где холодно и темно

01.02.2013

В Беларуси постановлением Совмина от 23.01.2013 № 52 введена дифференцированная оплата населением энерго- и газопотребления. Это сулит рост расходов на электроэнергию с 1 февраля примерно на 18%, что «съест» значительную часть повышения зарплат, пенсий и пособий. Так что дальнейший рост инфляции в стране гарантирован.

О необходимости повышения тарифов на коммунальные услуги постоянно указывали правительству МВФ, Всемирный банк и Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Избежать этого действительно не удалось: с 1.02.2013 г. плата за электроэнергию дифференцируется в зависимости от месячных объемов ее потребления бытовым абонентом (семьей) и не зависит от количества зарегистрированных граждан. Для проживающих в жилых домах (квартирах), оборудованных газовыми и электрическим плитами, при потреблении электроэнергии соответственно до 150 и до 250 кВт•ч в месяц тарифы составлят 382,4 и 324,9 Br/кВт•ч (они установлены постановлением Совмина от 26.01.2013 № 63).

За объемы потребления при газовой плите от 150 до 300 кВт•ч и электроплите от 250 до 400 кВт•ч включительно тариф умножается на коэффициент 1,3, а при потреблении электроэнергии свыше 300 и 400 кВт•ч — оплата производится по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат (841,7 Br/кВт•ч согласно постановлению Совмина от 21.12.2012 № 1184). Для жилых домов (квартир), не оборудованных электроплитами и системами централизованного горячего водоснабжения и снабжения природным газом, плата за электроэнергию производится в объеме до 300 кВт•ч включительно по действующим тарифам, свыше 300 кВт•ч — с коэффициентом 1,3.

Исключение сделано для граждан, осуществляющих расчеты за электроэнергию по тарифам, дифференцированным по временным периодам, а также для многодетных семей, неполных семей, воспитывающих ребенка-инвалида, семей с детьми, где оба родителя (или один в неполной семье) являются инвалидами I и II группы, и т.д.

Постановлением № 52 вводится также дифференцированная оплата услуг газоснабжения в зависимости от годовых объемов потребления газа — для тех, у кого имеются индивидуальные газовые отопительные приборы.

Таким образом, кто больше потребляет, тот больше и заплатит. Такой ступенчатый (блочный) тариф широко применяется в международной практике, но в разных вариантах — мягких, жестких. Белорусский вариант «позаимствован» в Украине, где минимальные тарифы для абонентов без электроплит и с ними также ограничены объемами потребления. Однако если их порог (150 и 250 кВт•ч) у наших соседей такой же, то уровень тарифов там меньше: на 28% (без электроплит) и 41% (с электроплитами). Кроме того, повышенный в 1,3 раза промежуточный тариф для украинского населения действует до 800 кВт•ч — притом что цены на российский газ для Украины более чем вдвое выше, чем для Беларуси.

Теперь белорусам придется учиться считать. Ведь из 4 млн. бытовых абонентов лишь порядка 10% оснащены электронными приборами учета. Остальные — индукционные счетчики, в которых нет функции контроля объемов потребления электроэнергии по периодам потребления (месяц). Поэтому установить факт превышения абонентом установленных норм за месяц энергонадзор не сможет. До сих пор его сотрудники контролировали показания счетчиков не чаще 1 раза в год. Можно, конечно, набрать еще людей, но что тогда будет с «экономически обоснованными» затратами, структура и состав которых, кстати, являются тайной «естественной» монополии госорганизаций. А замена счетчиков — дело недешевое, и его наверняка тоже переложат на плечи населения.

Бывший начальник управления сбыта энергии ГПО «Белэнерго» Алексей Богушевич, возглавлявший эту службу более 10 лет, считает, что белорусы будут ориентироваться не на фактическое потребление электроэнергии, а на объем, в пределах которого тариф остается минимальным, — в надежде на экономию в следующих месяцах. К тому же вводимая дифференциация, по мнению А.Богушевича, спровоцирует искажение гражданами величины потребленной и оплаченной электроэнергии, что негативно повлияет на ее балансы и, вероятно, приведет к росту отчетных потерь электроэнергии в сетях. Не исключены ошибки в расчетах, что повлечет жалобы и конфликты.

Простые расчеты показывают, что стандартный набор электроприборов в современной квартире вряд ли позволит семье из 3 человек уложиться в объемы потребления, оплачиваемые по минимальным тарифам. Отказ от стиральной машины, телевизора, компьютера, кухонной техники в XXI веке выглядит нелепо для европейской страны. В придачу, если одни граждане примутся всерьез экономить, то другие станут усиленно искать способы хищения электричества. Ведь среди тех, кто не уложится в «льготные» объемы потребления, окажется много малообеспеченных людей, которые не смогут заменить старую бытовую технику на современную энергосберегающую. Таким образом, по мере роста тарифов все более востребованными окажутся как нормы статей 20.10 и 22.5 КоАП, грозящие штрафами за порчу счетчиков, безучетное потребление и незаконное подключение к электросетям, так и заблаговременно включенные в Жилищный кодекс правила выселения граждан, уклоняющихся от внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях