$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Такая вот калькуляция

18.04.2008

Обоюдоприемлемый механизм формирования и применения цен и тарифов на товары, услуги и работы должны найти государство и бизнес — таково требование многих субъектов хозяйствования, изложенное в статье «Формула согласия…», опубликованной в «ЭГ» № 26 от 4.04.2008. Действительно, сегодня отечественных товаропроизводителей не устраивают многие положения действующей системы ценообразования. Еще одно подтверждение тому — публикуемая ниже статья начальника управления экономики ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Надежды ЛАПКО.

В соответствии с действующим Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. Министерством экономики 9 лет назад (далее — Положение), в организациях цены на продукцию (работы, услуги) формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, необходимых для воспроизводства прибыли и конъюнктуры рынка. В то же время Минэкономики обязывает производителей выдерживать ежегодно устанавливаемый индекс роста цен (на 2008 г. в размере не более 0,5% в месяц), а также принимать исчерпывающие меры по обеспечению выполнения решений правительства в части соблюдения прогнозного показателя инфляции.

Вместе с тем никто не хочет принимать во внимание темпы удорожания сырья и материалов, которые в 2007 г. для нашего холдинга составили: по лесосырьевой группе 113-139%, по лакокрасочным материалам 104-138%, обивочным тканям 103-117%, поролону 130%, складным мебельным каркасам 109-112%, формалину 131%, ГСМ 115-126%, мазуту 126%, электроэнергии 148% и т. д.

На выпускаемую же «Пинскдрев» продукцию внутренние цены за год увеличились только на 111,3%, в т.ч. на мебель на 109,7%, из нее на корпусную — на 106,5%, мягкую — на 111,1%.

В результате таких «ножниц» падает рентабельность производства, снижаются налоговые поступления в бюджет. Положение не спасает практика введения модификаций — согласно установленным требованиям цена может изменяться только на разницу в стоимости сырья, материалов и в трудоемкости продукции.

Обоюдоприемлемый механизм формирования и применения цен и тарифов на товары, услуги и работы должны найти государство и бизнес — таково требование многих субъектов хозяйствования, изложенное в статье «Формула согласия…», опубликованной в «ЭГ» № 26 от 4.04.2008. Действительно, сегодня отечественных товаропроизводителей не устраивают многие положения действующей системы ценообразования. Еще одно подтверждение тому — публикуемая ниже статья начальника управления экономики ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Надежды ЛАПКО.

В соответствии с действующим Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. Министерством экономики 9 лет назад (далее — Положение), в организациях цены на продукцию (работы, услуги) формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, необходимых для воспроизводства прибыли и конъюнктуры рынка. В то же время Минэкономики обязывает производителей выдерживать ежегодно устанавливаемый индекс роста цен (на 2008 г. в размере не более 0,5% в месяц), а также принимать исчерпывающие меры по обеспечению выполнения решений правительства в части соблюдения прогнозного показателя инфляции.

Вместе с тем никто не хочет принимать во внимание темпы удорожания сырья и материалов, которые в 2007 г. для нашего холдинга составили: по лесосырьевой группе 113-139%, по лакокрасочным материалам 104-138%, обивочным тканям 103-117%, поролону 130%, складным мебельным каркасам 109-112%, формалину 131%, ГСМ 115-126%, мазуту 126%, электроэнергии 148% и т. д.

На выпускаемую же «Пинскдрев» продукцию внутренние цены за год увеличились только на 111,3%, в т.ч. на мебель на 109,7%, из нее на корпусную — на 106,5%, мягкую — на 111,1%.

В результате таких «ножниц» падает рентабельность производства, снижаются налоговые поступления в бюджет. Положение не спасает практика введения модификаций — согласно установленным требованиям цена может изменяться только на разницу в стоимости сырья, материалов и в трудоемкости продукции.

Для сохранения необходимого уровня доходности, привлечения покупателей разрабатывается новый ассортимент продукции, но от начала этого процесса до его завершения проходит до трех месяцев, а иногда и больше. Между тем время сегодня ценится на вес золота: успел внедриться на рынок и обогнать конкурента — выиграл, не успел — пеняй на себя.

За 2007 г. нами было проведено 6 регистраций цен сверх установленного индекса их роста по более чем 240 наименованиям продукции. Зарегистрировано также более 190 цен на новые изделия корпусной мебели и продукции производственно-технического назначения. Между тем пакет документов по одной регистрации состоит примерно из 100-150 страниц, а информация устаревает ежемесячно.

Субъекты хозяйствования с иностранными инвестициями при регистрации цен на новые товары представляют только уведомление и сопроводительное письмо. Тем не менее учрежденным «Пинскдрев» СП также 6 раз пришлось проводить регистрации по 56 наименованиям мягкой мебели, в каждом из которых — 7-8 групп тканей. В основном они работали вводя модификации изделий, не требующие регистрации.

Чтобы «не потерять» хотя бы разрешенный процент увеличения цен, компания ежемесячно вынуждена формировать новый прейскурант цен, рассчитывая их по фактическим затратам за 2 месяца ранее планируемого периода (скажем, план на апрель, факт есть только за февраль). А в соответствующем «фактическом» периоде снова вынуждена пересматривать плановые калькуляции с расшифровкой основных статей затрат. Учитывая, что предприятия холдинга в настоящее время производят продукцию около 1700 наименований, можно представить себе и ежемесячное количество документов, и объем выполняемых работ.

Нет увязки в наличии и содержании показателей по различным министерствам. Например, Минэкономики в Положении разрешает формировать цены на условиях франко-отправления и франко-назначения. Минстат же при определении объема производства в стоимостном выражении требует указывать цены, сформированные только на условиях франко-станция отправления или франко-склад изготовителя, т. е. без учета стоимости транспортировки. Но покупатели сегодня требуют доставку за счет производителя, да еще и со сборкой и установкой, в частности, при проведении тендеров на поставку мебели. Вот и приходится по некоторым договорам рассчитывать и обосновывать 2-3 цены на одно и то же изделие. К слову, методику формирования прейскуранта (и обоснования к нему) цен на мебель на условиях франко-назначения (с учетом транспортных расходов), а также с учетом постоянно меняющегося ассортимента продукции, имеющей разные вес и объем, пока в Беларуси не разработал никто — ни Академия наук, ни какое-либо министерство.

На наш взгляд, в законодательстве необходимо предусмотреть возможность распространения оптовой скидки на нескольких оптовиков, занимающихся различными видами деятельности, а также возможность ее деления между несколькими оптовыми звеньями, как это сегодня разрешено в отношении оптовых надбавок. К сожалению, запрещена поставка товара, полученного по оптовой скидке, в собственную розничную торговую сеть, что ставит в неравные условия субъектов хозяйствования, имеющих разное число видов деятельности.

В 2008 г. мы столкнулась с потерей западных рынков сбыта клееной фанеры в связи с необходимостью ее обязательной продажи (экспорта) только через Белорусскую универсальную товарную биржу. Почему — непонятно: данный продукт вряд ли можно назвать стратегическим. Регулировать цены на него посредством биржевых торгов, на наш взгляд, нецелесообразно, тем более что за участие в них надо заплатить 0,4% от стоимости фактической покупки независимо от того, когда покупатель заберет товар и вообще заберет ли (имелись случаи аннулирования и сделок и контрактов). За участие в продажах фанеры в прошлом году нам пришлось уплатить около 23 тыс. EUR, в I кв. 2008 г. — почти 17 тыс. EUR. Клиентов же не устраивает нестабильность цен, меняющихся на каждых торгах (каждую неделю), сроки регистрации, отсутствие при работе на бирже практики использования некоторых европейских языков. При необходимости срочного размещения заказа фирме необходимо иметь в запасе 12 дней. Именно за такой срок до проведения торгов изготовитель обязан подать заявку без возможности корректировки ассортимента. В результате клиенты в таких случаях уходят на более свободный российский рынок.

К слову, в I квартале этого года биржевые цены на фанеру значительно снизились: на высокосортную — на 15-20%, низкосортную — на 30%. Данная тенденция сохраняется, что тем более ставит под сомнение необходимость 100% продаж на торгах.

Все это говорит о том, что существующая политика в области ценообразования несовершенна. Предприятия развиваются, меняется внешняя и внутренняя экономическая ситуация, условия и возможности сбыта. Работать по-старому становится невозможно — пора искать новые пути.