$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ТАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА

05.08.2011

Подводя итоги социально-экономического развития страны за I полугодие, правительство Беларуси находится в сложной ситуации: с одной стороны, нужно рапортовать об успехах, с другой — решать проблемы, которые независимыми экспертами и за рубежом именуются системным экономическим кризисом. И над всем этим витает рефрен: планы социально-экономического развития на год и пятилетку никто не отменял.

Открывая во вторник заседание Совмина, премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович подчеркнул, что в I полугодии 2011 г. в Беларуси обеспечены высокие темпы роста экономики. По предварительным данным, ВВП вырос в январе–июне на 11%, объем промышленного производства — на 11,5%. Созданы тысячи новых рабочих мест, стабильно развивалась социальная сфера. Рентабельность продаж в промышленности и АПК, производительность труда, доля инновационной продукции, энергоэффективность превысили в мае годовой прогноз. Впервые за многие годы рост экспорта товаров был выше, чем импорта, а поступление валюты в страну над выплатами превысило 400 млн. USD в месяц, — констатировал М.Мясникович.

Однако ряд задач решить не удалось. Ситуация в I полугодии неоспоримо свидетельствует, что излишнее увлечение экстенсивными факторами роста создает серьезные проблемы, признал глава правительства. «Те руководители министерств и предприятий, которые, как и в предыдущие годы, делают ставку на расширение внутреннего спроса, эмиссионные кредиты и бюджетные ссуды, льготы и государственный протекционизм, глубоко и опасно ошибаются, — сказал М.Мясникович. — Этих условий больше не будет. Слишком болезненная плата за их чрезмерное использование». Заметим, что бремя этой платы — «непопулярных мер по ликвидации огромного валютного разрыва платежного баланса, повышения ценовой конкурентоспособности субъектов хозяйствования на внешнем и на внутреннем рынках» — легло прежде всего на плечи рядовых белорусов.

Впрочем, девальвация рубля дает лишь временный эффект, который, как предупредил премьер-министр, быстро пройдет. Но пока управленцев в правительстве и регионах корят за инертность в решении вопросов реструктуризации, привлечения прямых иностранных инвестиций, инноваций, роста ресурсоэффективности, а те пытаются «вытянуть» одни показатели, тут же упуская другие. Так, рост экспорта сопровождается недопоступлением валютной выручки и увеличением внешней дебиторской задолженности. Последняя за полугодие снизилась на 380 млн. USD, однако это всего лишь 10% ее текущей величины, — отметил М.Мясникович. По его мнению, показатель внешней дебиторской задолженности надо считать одним из основных при аттестации руководящих кадров всех уровней управления. Например, Гомельский облисполком допустил рост просроченной дебиторской задолженности в 4 раза — худший показатель по стране. Досталось и Минпрому, на который приходится 34,7% всей внешней просроченной дебиторской задолженности страны. Если бы этими вопросами занимались, результат был бы иной, уверен М.Мясникович.

Заметим, что вряд ли чиновники преуспеют в выбивании долгов с контрагентов белорусских предприятий. Они смогут лишь «трясти» сами предприятия, требуя выполнения очередного показателя, грозя проверками. Но проблема в том, что экспортерам невыгодно сегодня репатриировать валютную выручку в республику. Вице-премьер Сергей Румас признал, что именно множественность курсов заставляет предприятия стремиться отсрочить поступление экспортной выручки, чтобы избежать обязательной продажи валюты по официальному курсу (который, заметим, на 40–50% ниже внебиржевого). Еще одно веяние, отмеченное С.Румасом, — уход предприятий от расчетов в СКВ. «Сегодня видна динамика перехода к расчетам в валюте, не подлежащей обязательной продаже на бирже. За 6 месяцев т.г. сумма поступления от экспорта в белорусских рублях выросла почти в 4 раза по сравнению с прошлым годом. Между тем в ограниченно конвертируемых валютах — почти в 9 раз, — сказал вице-премьер. — Удельный вес таких поступлений в общем объеме экспортной выручки возрос с 1,5 до 6%». «Чтобы исправить положение и вернуться к единому курсу, придется исключить возврат к механизму эмиссионной поддержки высоких темпов экономического роста и использовать более гибкий режим обменного курса, реализовывать жесткую денежно-кредитную и бюджетную налоговую политику», — считает С.Румас.

Таким образом, выход — не в коллекторской деятельности ведомств. С другой стороны, предприятиям пора перестать уповать на господдержку. Конечно, так средства получить проще, и можно надеяться, что долги потом спишут. В I полугодии каждый третий заемщик не вернул бюджету то, что брал в долг. Просроченная задолженность по этой статье возросла на 17%. Наибольший прирост пришелся на Минпром, льняную отрасль, Барановичское ПХБО концерна “Беллегпром”. Премьер-министр призвал недобросовестных должников исправиться «иначе как смотреть в глаза тем 2/3 заемщиков, которые напрягаются и в срок выполняют свои обязательства". На случай, если стыд не выест глаза тем, кто напрягаться не склонен, Минфину и МНС дано поручение «принять самые жесткие меры по взысканию задолженности в бюджет". Так оно вернее — если, будет что взыскивать. Премьер-министр также отметил, что департамент по санации и банкротству Минэкономики отмечает очень неприятные факты. “Вдумайтесь, из 769 предприятий, неплатежеспособность которых приобретает устойчивый характер, только к 14 применяются меры кардинального финансового оздоровления. Вот ваша работа, уважаемые господа”, — заявил премьер, обращаясь к министрам и губернаторам.

Может, все дело как раз в излишней роли государства в экономике? Министр экономики Николай Снопков считает, что “для достижения структурной сбалансированности необходима оптимизация структуры госсобственности и преобразование системы государственного управления путем сокращения участия государства в перераспределении финансовых потоков”. Поэтому к концу 2012 г. необходимо, чтобы доля частного сектора в ВВП достигала не менее 40%. Иначе «процесс бес конкретной практической приватизации и ликвидации устойчиво убыточных предприятий невозможен», считает министр. По его мнению, в госсобственности должны находиться только те юрлица, которые имеют стратегическое значение и обеспечивают национальную безопасность страны. В настоящее время правительство внесло на рассмотрение главе государства 37 таких предприятий, которые обеспечивают 20% ВВП. В собственность административно-территориальных единиц должно быть передано имущество 667 юрлиц. На них приходится 11,3% общего выпуска продукции, работ и услуг, но они имеют под собой огромный потенциал — неиспользованные площади, большие кооперационные связи. Почему-то в Минэкономики уверены, что местные власти распорядятся этим богатством эффективно. А устойчиво неплатежеспособные предприятия планируется передавать национальным инвесторам — пусть спасают банкротов за свой счет.

Правительство обеспокоено также отставанием от прогноза поступления капитала из-за рубежа, без которого невозможно закрыть двойной дефицит: бюджета и платежного баланса. «Несмотря на заверения министров и губернаторов, реального прогресса нет, констатировал глава Совмина. — Хуже всего дела с привлечением ПИИ обстоят в Минэнерго, Минпроме, “Белгоспищепроме”, “Беллесбумпроме” и Витебской области. Между тем, С.Румас напомнил, что с 1 июня прекращено эмиссионное кредитование экономики, вся нагрузка по ее кредитованию ложится на бюджет. “Следует всем понять, что эмиссия — это фискальная политика монетарными средствами: растет инфляция, что фактически является налогом на всех обладателей рублевой массы”, — отметил вице-премьер. Поэтому лоббируя программы без реальных источников финансирования, их инициаторы должны понимать, что выступают за дополнительное налогообложение граждан. Минфину предстоит решить непростую задачу: обеспечить финансирование экономики, не выходя за рамки ограничений по дефициту бюджета. Повышения налогов в сырьевых и добывающих отраслях тут недостаточно. Дополнительным источником должна стать ликвидация задолженности субъектов хозяйствования по выданным ссудам, займам, гарантиям, графики погашения которой появятся к ноябрю. С.Румас также указал, что продолжение индексационной политики может привести к тому, что очередное повышение зарплаты бюджетникам потребует значительных ресурсов. “В первоочередном порядке должны быть профинансированы расходы по соцзащите населения, а уже затем — расходы по содержанию бюджетных организаций и неотложным мероприятиям по поддержке реального сектора экономики”, — подчеркнул С.Румас. Заметим, что от сохранения доходов граждан зависит ВВП и ряд других показателей. В I полугодии, по оценке правительства рост экономики обусловлен расширением внутреннего спроса. И хотя он сейчас несколько сузился, его опережающий рост над ростом ВВП сохраняется.

Остается решить: продолжать гоняться за прогнозными показателями или бороться за реальную эффективность экономики и благосостояние общества в целом, каждого предприятия и отдельных граждан в частности...

Леонид Фридкин


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях