Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Так и тянет... проштрафиться

Желая получить наибольшую выгоду, субъекты хозяйствования нередко забывают о соблюдении установленных норм формирования и применения цен.
Во время проверки столичного частного предприятия "РТСиндастриз", проведенного специалистами Комитета государственного контроля республики, было установлено, что почти 18 млн.руб. выручки предприятие получило в результате необоснованного завышения оптовой надбавки. К "РТСиндастриз" применены экономические санкции в размере 36 млн.руб.

А частный предприниматель из Бреста В.Дренюк, реализуя партию нефтепродуктов через автозаправочную станцию, с 5 до 11% завысил торговую надбавку и "наварил" на этом 11,2 млн.руб. В качестве санкций ему пришлось заплатить 22,4 млн.руб.

Щучинская МПМК-166 Гродненской области, производя строительно-монтажные работы, финансирование которых осуществлялось за счет бюджетных средств и льготных кредитов, на 7,1 млн.руб. завысила расходы по статьям "Материалы", "Заготовительно-складские расходы" и "Премиальные затраты". После проверки оплата за проведенные работы была уменьшена на сумму завышения, не обошлось, разумеется, и без санкций.

Шумилинский лесхоз Витебской области отгрузил лесоматериалы без экономического обоснования отпускных цен. А Могилевский лесхоз при формировании отпускных цен на пиломатериалы искусственно завысил стоимость древесины собственной заготовки. Оба лесхоза также наказаны.

Приведенные примеры, по своей сути, являются типичными в структуре нарушений государственной дисциплины цен. Как показывает статистика главного информационно-аналитического управления Комитета, 47% нарушений являются нарушениями порядка формирования и применения цен и тарифов, исчисления статей затрат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) при определении цен (тарифов). 25,5% нарушений -- это отсутствие экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов) на производимые и импортируемые товары (работы, услуги), еще 9,4% случаев отступления от установленных правил -- такое же отсутствие экономического обоснования или использование недостоверных сведений при осуществлении товарообменных операций. Нарушения установленного порядка регистрации цен на новые виды товаров (работ, услуг) составляют 7,6%, а 10,1% нарушений относятся к "группе прочих".

В минувшем году Комитетом госконтроля проведено 358 проверок по вопросам соблюдения дисциплины цен. В результате в бюджет взыскано 1 млрд. 221,7 млн.руб. в виде экономических и штрафных санкций. Наибольшая их сумма взыскана с субъектов хозяйствования Брестской области -- 283 млн.руб., наименьшая -- 47,5 млн.руб. -- Гомельской. А вот к административной ответственности больше всего должностных лиц привлечено в Гродненской области -- 112 человек. Меньше всего -- 9 -- в Минской. При этом не выявлена зависимость количества нарушений порядка формирования цен от формы собственности, в рамках которой действует субъект хозяйствования. По оценкам специалистов Комитета, оно примерно одинаково на предприятиях как государственной, так и негосударственной формы собственности.

Выводы, основанные на анализе прошлогодней ситуации, подтверждаются результатами проверок, проведенных в январе -- феврале нынешнего года. Примерно то же соотношение по частоте выявления нарушений порядка формирования цен и по формам собственности.

В Комитете госконтроля считают, что основными причинами несоблюдения субъектами предпринимательской деятельности требований, изложенных в нормативных документах о ценообразовании, являются отсутствие должного внимания руководителей предприятий к вопросам, связанным с нормированием расхода сырья материалов при выпуске продукции, заниженные требования к специалистам, ответственным за нормирование и ценообразование, а также неэффективный ведомственный контроль. Разумеется, при этом не исключаются и недобросовестность отдельных предпринимателей, стремящихся получить дополнительный доход любой ценой, и недостаточная квалификация кадров.

Специалисты Комитета исходят из того, что контроль -- это не только серьезный спрос за выполнение требований нормативных актов, но и серьезный анализ конкретных ситуаций. Поэтому в аналитических записках, которые готовятся в Комитете госконтроля и направляются в правительство и его структуры, рассматриваются все нюансы, проявившиеся в ходе проверок, вносятся конкретные предложения по наведению порядка.

Ценовая политика и конкретная практика ценообразования зависят от многих факторов и деятельности многих ведомств. В той части, которая входит в компетенцию Комитета государственного контроля, может быть и будет только один подход: постоянный и жесткий спрос за неукоснительное выполнение действующего законодательства и серьезное наказание тех, кто отступает от требований нормативных актов. Каждый, кто склонен думать иначе, полагать, что закон можно обойти, должен знать, что нарушение государственной дисциплины цен ему обойдется очень дорого. Значительно дороже, чем сомнительный доход.