Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тайные керосиновые озера и шины вместо топлива. Почему отечественным предприятиям нужна экологическая амнистия?

В разных уголках нашей страны скопились колоссальные объемы промышленных отходов. Часть из них представляет потенциальную угрозу для здоровья проживающего вокруг таких объектов населения. Но должностным лицам организаций сознаваться в наличии подобных проблем на собственной территории просто опасно. Хотя они эти нефтепродуктовые водоемы и залежи опасных химикатов и не создавали (многие случаи ведут свою историю со времен СССР), но к ответственности могут привлечь как раз наших современников. Что здесь можно сделать и как решать сложившуюся ситуацию?

 

Система, которая игнорирует прошлое

В последние годы отходам уделяется очень много внимания; создана нормативная база (Закон от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами», Национальная стратегия по обращению с отходами, рассчитанная до 2035 г.); введены нешуточные штрафы за несоблюдение экологического законодательства; комитеты по охране природы, работающие во всех областях, освобождены от диктата местной власти, за счет чего не испытывают лишнего давления при анализе экологической ситуации, получении данных экологической экспертизы, изучении воздействия на окружающую среду тех или иных объектов и т.д.

То есть система работает. И кто бы что ни говорил, с каждым годом все более эффективно. Но есть одно «но».

Вся нормативно-правовая документация в области обращения с от­ходами направлена на работу с нынешними проблемами и игнорирует дела прошлого, которые лежат в основе многих современных бед.

 

Очень неполезные ископаемые

Старых, еще советских, отвалов с от­ходами в стране немало. Есть огромные их скопления, про которые все знают. На поверхности расположены терриконы галитовых отходов возле «Беларуськалия», они уже стали «визитной карточкой» Солигорского района. Приблизительно такая же ситуация – возле Речицы, где лежит несколько миллионов тонн лигнина. Они там накапливались десятилетиями, так же как и фосфогипс на Гомельском предприятии по производству фосфорных удобрений.

Зато нефтешламы, смешанные с грунтом и камнями залежи неф­тепродуктов надежно скрыты от глаз. Сколько их в районах нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз, военных аэродромов (в т.ч. и закрытых) – никто не знает. По словам Виталия Шаблова, руководителя ООО «Завод Аэроэнергопром», речь идет как минимум о сотнях тысяч тонн в совокупном объеме. Ведь во время взлета при работающем двигателе на форсаже самолеты сбрасывают десятки и сотни литров несгоревшего топлива.

То есть миллионы тонн «отходов» в стране отравляют окружающую среду, но негатива от этого как бы нет, потому что такие отходы официально нигде не отражены.

 

Не сжигать и не прятать, а превращать в топливо

Технологии переработки всех этих вредных и опасных «залежей» давно разработаны. В нашей стране успешно производится оборудование, которое за счет технологии низкотемпературного пиролиза поз­воляет перерабатывать различные вторичные материальные ресурсы, превращая их во что-нибудь более полезное. Но его гораздо охотнее покупают в других странах, чем в Беларуси.

Отработанные шины, которые у нас, к сожалению, просто сжигают на нескольких крупных предприятиях, можно перерабатывать в моторное топливо. Горит оно в двигателях ничуть не хуже того, которым автомобилисты заправляются на АЗС. Правда, использовать его в «чистом» виде запрещают действующие стан­дарты, но смешивать с продукцией отечественных НПЗ по закону можно.

Методом низкотемпературного пиролиза, как оказалось, в моторное топливо можно перерабатывать и нефтяные шламы, т.е. почвы, пропитанные нефтепродуктами, залежи которых есть на многих нефтебазах, старых аэродромах и промышленных объектах.

Почему предприятия, на территории которых такие отходы накапливаются, не проявляют интереса к их переработке? Как оказалось, проб­лема застарелая. Причем актуальна она для всех постсоветских государств, включая страны Балтии.

Для директора нефтебазы приобрести у того же «Завода Аэроэнергопром» пиролизную установку переработки нефтешламов (с помощью которой можно было бы не только производить топливо, но и автоматически улучшить экологическую ситуацию) – значит признаться в сокрытии отходов ГСМ. Со всеми вытекающими последствиями.

Предприятие не только на штрафах и других платежах в бюджет разорится. Могут и посадить кого-нибудь.

Аналогично – в отношении шин, полимерных и других подобных отходов.

 

Экологическая амнистия для невиновных

По словам исполнительного директора Ассоциации «Возобновляемая энергетика» Владимира Нистюка, выход из сложившейся ситуации один: требуется экологическая ам­нистия.

И дело даже не в том, что в руководстве предприятиями и регионами уже давно не те люди, при которых эти отходы создавались (почему они должны нести ответственность за кого-то?). Многих виновников уже давно и в живых нет.

Просто по-другому решить проблему невозможно. Надо освободить от потенциально достаточно суровой административной и даже уголовной ответственности наших невиновных современников из числа должност­ных лиц, после чего можно беспрепятственно проводить общенациональную инвентаризацию таких скрытых отходов, вносить необходимые изменения в нормативную базу, искать технологии и инвесторов, которые могли бы все это переработать.

Более того. Следует не только объявить экологическую амнистию, но еще и простимулировать руководителей всех уровней за «вскрытие» этих гнойников, способных приносить стране вред столетиями.

А технологии зеленой (возобновляемой) энергетики, в т.ч. отечественные разработки, будут в этом благом деле только подспорьем.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений