$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Тайные и явные желания инвестора

02.02.2007

Большинство белорусских предприятий пока не готово привлекать финансовых и стратегических инвесторов. Основная причина — отсутствие международных стандартов финансовой отчетности и корпоративной прозрачности. Такое мнение высказал директор инвестиционной компании «Юнитер» Андрей ДЕРЕХ в ходе первого саммита директоров, прошедшего в рамках конкурса «Брэнд года».

В роли финансовых инвесторов обычно выступают венчурные фонды либо крупные компании. Они вкладывают определенные суммы в развитие предприятия, надеясь на быстрый и существенный рост стоимости бизнеса. Через несколько лет они продают свою долю (она обычно составляет от 15 до 40%) за сумму в несколько раз больше первоначальных вложений стратегическому инвестору либо непосредственно менеджменту компании. В итоге довольными остаются все: инвестор, который получил прибыль, и руководство компании, которое привлекало прямые инвестиции, позволившие развить бизнес и повысить свою стоимость на рынке, отметил А.Дерех. Финансовый инвестор, как правило, не вмешивается в процесс управления компанией. Для него важны четкие требования: прозрачный стабильный рынок, открытый рынок ценный бумаг и выработанные корпоративные правила и нормы. Ведь он должен знать степень своего риска при участии в проекте. Однако из-за отсутствия в Беларуси упомянутых условий приход финансовых инвесторов пока проблематичен. К тому же они весьма осторожны к тем сферам бизнеса, где есть вероятность введения прямого управления со стороны государства в виде «золотой акции» и где даже в приватизированном 10-15 лет назад ритейле (государственных магазинах) сохранено «крепостное право» для действующих акционеров в виде запрета на продажу акций.

Поэтому сейчас, по мнению эксперта, белорусские компании могут всерьез рассчитывать лишь на приход стратегических инвесторов. Хотя и здесь не все так просто. Прежде чем его привлекать, необходимо быть готовым к тому, что тот может потребовать взамен. В первую очередь это контрольный пакет в управлении предприятием. Но готов ли собственник делиться управлением? Именно от этого во многом и зависят дальнейшие переговоры. Как правило, при привлечении стратегического инвестора происходит слияние, поглощение, продажа всего бизнеса или отдельных активов, выделение отдельных бизнесов, а также создание совместных предприятий. Последних в Беларуси немало. Но СП должно быть небольшим, такая форма служит основой для сотрудничества только при создании отдельных бизнесов. Например, производство некоторых комплектующих или сборка готовых машин (МАЗ-МАН, «Саманд», производство присадок для масел на ОАО «Нафтан» совместно с «Лукойлом», обсуждаемая сейчас сборка двигателей на ММЗ совместно с «Руспромавто»).

В настоящее время можно увидеть попытки привлечь инвесторов в частный бизнес. Здесь не хватает еще опыта выстраивания отношений с новым владельцем. Много трудностей и с адекватными подходами по оценке бизнеса и инвестиций, считает А.Дерех.

Большое внимание при сделках слияния (поглощения) уделяется самой оценке бизнеса. К примеру, присоединенный к промышленному предприятию колхоз не будет активом, он только уменьшит его стоимость. Значение имеет также прозрачность корпоративной структуры и консолидированность отчетности. Когда бизнес разбит на множество юридических лиц, которые выполняют одну функцию, для инвестора это может показаться сомнительным. У компании должно быть все прозрачно: бухгалтерия, выплата зарплат, стоимость активов. Здесь нельзя будет отделаться бухгалтерским балансом, который сдается в налоговую инспекцию. Ничего скрыть все равно не удастся, инвестор «обстучит молоточком» все производство. Не всегда производственные мощности имеют решающее значение, немаловажен сам менеджмент предприятия.

Глава «Юнитер» привел пример Одинцовской кондитерской фабрики, выпускающей конфеты под торговой маркой «Коркунов». Его владелец Андрей Коркунов не так давно объявил о продаже своего бизнеса компании Wrigley, который вместе с брэндом оценил почти в 300 млн. USD, что соответствует трем годовым оборотам компании. Сделка беспрецедентная, особенно если учесть, что предприниматель начинал фактически с нуля.

На уровне правительства в последнее время много говорится о привлечении инвесторов на предприятия, о том, что надо развивать производство, вкладывать деньги, отметил эксперт. Предприятиям централизованно доводят показатели по привлечению инвестиций. Но приезжающие инвесторы не видят, что они могут получить взамен. Если предприятие хочет развиваться, получать средства, для этого есть банковское кредитование. И в Беларуси такая практика широко используется. Однако кредиты, как правило, недешевые, их надо возвращать с процентами. К тому же не всегда они покрывают расходы на развитие. Именно поэтому прямые инвестиции от финансовых либо стратегических инвесторов представляются куда более перспективным. Ведь интерес со стороны инвесторов к белорусским компаниям есть.

С помощью серьезных партнеров белорусская экономика сможет не только сохранить темпы развития, но и увеличить их. Не следует сбрасывать со счетов также малый и средний бизнес. Чтобы дорасти до Западной Европы, его уровень должен вырасти в разы. К примеру, за счет развития малого и среднего бизнеса Украина смогла увеличить свой ВВП в 2006 г. даже при мировых ценах на нефть и газ. И в Беларуси имеется потенциал для этого, подытожил А.Дерех.

Дмитрий ЕРМАК