$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

Тайник — контрабанда — конфискация

12.01.2007

Проблема конфискации автомобилей за провоз контрабанды в тайниках нашла свое разрешение в Законе от 4.01.2007 № 201-З «О внесении изменения и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях по вопросам ответственности за таможенные правонарушения».

Напомним суть проблемы: до июня 2006 г. при обнаружении фактов незаконного перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров в специально изготовленных тайниках таможенные органы руководствовались статьей 193.7 Кодекса об административных правонарушениях от 6.12.1984 г. Санкции этой статьи предусматривали обязательную конфискацию как скрытых в тайниках товаров, так и специально оборудованных тайниками транспортных средств (ТС). И порой конфискация автомобилей с тайниками, была явно несоразмерной тяжести совершенного проступка. 2 июня прошлого года Президентом был издан Указ № 367 «Об административной ответственности за сокрытие от таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь» (далее — Указ), допускающий неприменение конфискации ТС в случаях сокрытия незначительного количества товара, стоимость которого менее 40 базовых величин (на сегодняшний день это — 1240 тыс. Br).

Новый Закон № 201-З и был принят в целях приведения Кодекса об административных правонарушениях от 21.04.2003 г. (далее — КоАП) в соответствие с Указом в части конфискации ТС с тайниками. Этим законодательным актом вносятся изменения в статью 14.4 КоАП, в частности изменяется редакция части 2 этой статьи, а также данная статья дополняется частью 21.

Законом предусматривается, что за перемещение товаров через таможенную границу РБ на сумму, не превышающую 40 БВ, совершенное с сокрытием от таможенного контроля, т. е. с использованием тайников или других способов, затрудняющих их обнаружение, или с приданием одним товарам вида других товаров, а равно за покушение на такое перемещение, основное наказание назначается как с применением дополнительного наказания в виде конфискации ТС (кроме воздушных судов, железнодорожного и внутреннего водного транспорта общего пользования) со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия товаров, так и без его применения. В случае же, если сумма товара превышает 40 БВ, конфискация указанных ТС обязательна. Таким образом, вопрос о существенности ущерба от данного вида административных правонарушений разрешен путем введения критерия в размере 40 БВ.

Вносимые изменения позволяют разделить административную ответственность за перемещение незначительных и крупных партий товаров через таможенную границу, совершаемых с сокрытием от таможенного контроля, т. е. с использованием тайников в ТС.

При этом Законом дано определение «тайника», что позволит компетентным органам единообразно квалифицировать выявленное правонарушение. Это — любые хранилища (места), изготовленные (оборудованные, приспособленные) для сокрытия товаров, в т.ч. конструктивные полости, емкости и предметы на транспортных средствах, предварительно подвергавшиеся в этих же целях разборке, монтажу и т. п., независимо от их иного функционального предназначения. Если изготовление (оборудование, приспособление) таких тайников производилось специально для незаконного перемещения товаров через границу, то их необходимо относить к специально изготовленным. Такое же определение дано этому понятию Пленумом Верховного Суда от 17.06.1994 № 4 в редакции дополнений 2002 г.

Напомним, что Указом предусмотрено два вида субъектов административной ответственности — граждане и должностные лица. КоАП же предусмотрена административная ответственность трех видов субъектов — физлиц, ИП и юридических лиц. В Законе виды субъектов административной ответственности приведены в соответствие с правовыми положениями Общей части Кодекса.

Также различаются размеры налагаемых за совершение данного правонарушения штрафов в Указе и КоАП. В Законе максимальные и минимальные размеры штрафов, налагаемых на физлиц, ИП и юридических лиц, приведены в соответствие с правовыми положениями Общей части КоАП. Кроме того, они согласуются с размерами штрафов за однородные административные правонарушения, предусмотренные статьями главы 14 КоАП и соразмерны степени вины и общественной опасности правонарушения.

Отметим, что Закон вступает в силу со дня введения в действие КоАП от 21.04.2003 г., который до настоящего времени не вступил в действие. А до того момента данные отношения регулирует Указ № 367.

Татьяна АБРАМОВИЧ