Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
10.02.2017 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тайная комната пирамиды МАСЛОУ

Бизнес можно представить как деятельность, направленную на удовлетворение потребностей прежде всего того, кто ее осуществляет. В процессе этой деятельности предприниматель проходит все уровни пирамиды Маслоу. Когда материальные потребности удовлетворены, хочется получить чувство безопасности, добиться признания своих талантов и высокого общественного статуса. Но вход на некоторые этажи пирамиды не могут найти даже самые крутые белорусские бизнесмены.

В нашей социально-экономической системе нет места олигархам. Этот термин никак не применим к любым белорусским бизнесменам. Некоторым доступен определенный административный ресурс, но никто не обладает реальной властью. Зато любой легко переходит из рейтинга «самых богатых и влиятельных» в мартиролог задержанных и осужденных. Но близость к власти дает огромные конкурентные преимущества.

ПРИ той доле, которую занимает в белорусской экономике госсектор, не сотрудничать с ним невозможно. Ведь основные деньги в стране крутятся между госпредприятиями и бюджетом. К этому потоку част­ные компании всегда будут тянуться – и платить за «допущенность к столику» кон­кретным чиновникам и руководителям госпредприятий. И согласившийся играть по правилам системы бизнесмен (что бы он при этом ни говорил) – становится ее винтиком. Естественно, суммы взяток и «откатов» закладываются в себестоимость и цены, а в конечном итоге оплачиваются всем населением страны.

Какой смысл заниматься биз­несом, если нельзя быть по-­настоящему богатым и за свои деньги удовлетворить любой каприз: жить во дворце, ездить на Bentlеy, плавать на яхте, отдыхать на Мальдивах, учить чадо в Лондоне и т.д.? Для этого нужна не только прибыль, но и возможность ей распорядиться, если что-то осталось после уплаты налогов, пожертвований на спорт, убыточные колхозы и прочие социально ответственные затеи. Приходится ловчить: завышать цены и затраты, скрывать выручку, уклоняться от налогов, выводить капитал в оффшоры, копить черный нал на «взяточный фонд» и т.п. В общем, негде клейма ставить.

Таковы неформальные правила. Формальные законы биз­нес перестает нарушать лишь тогда, когда ему это становится выгодно. А это произойдет, только если законы позволят богатеть, защитят право биз­несмена быть богатым и пользоваться своим богатством, не боясь ничьих посягательств, упреков и дележки по справедливости. Не случайно на KIF-2016 г-н Рудый на полном серьезе призывал юристов защищать бизнес... от государства. И никто из присутствующих не удивился, почему само государство не защищает биз­нес.

Периодически кто-нибудь из предпринимателей заявляет, что сам зарабатывает на жизнь, ничего не просит от государства – разве что, не мешать работать. По сути, это невольное признание в самом страшном мыслепреступлении. Ведь любой, кто не нуждается в государстве, объективно подрывает его основы. Для того и существуют штрафы, конфискации, посадки и прочие инструменты, выдавливающие частников на отведенное ему место – просителя, подозреваемого и обираемого. Чтобы каждый понимал, что дышит, зарабатывает, приобретает и имеет что-либо только по милости государства и лишится всего, утратив его благоволение. Никакие послабления не исключают сохранения пол­ного набора административного и репрессивного воздействия. Он всегда наготове, если возникает какая-то угроза доминирующему положению гос­сектора.

ПОЛНОСТЬЮ контролируя основной массив ресурсов и все политические процессы, власть остается уязвимой. Ведомственные интересы не поз­воляют чиновникам объективно оценивать меняющуюся ситуацию и предлагать обществу эффективные решения. Поэтому приходится обращаться за советом к бизнесу как к креативному классу, способному предложить что-то новое и полезное. Но большая часть полученных петиций игнорируется. Некоторые просьбы выполняются лишь под давлением крайних обстоятельств или ока­зывается, что общество уже само воплотило их в жизнь. Столь слабые и неэффективные обратные связи между управляющей надстройкой и экономическим базисом делают неустойчивой всю систему, а ошибки «сверху» расшатывают ее все сильнее.

Чтобы реально участвовать в процессе законотворчества и добиваться принятия нужных для себя нормативных актов, бизнесу нужно весомое пред­ставительство в законодательной власти и серьезное влияние на власть исполнительную. Для этого надо превратиться в политический класс. Духу на это пока у белорусских бизнесменов не хватает. Но креативность настойчиво ищет выхода, хотя бы виртуального. Там мо­жно реализовать свои смелые фантазии, объяснять, разоблачать, пророчествовать. Проецируя свой предпринимательский опыт на макроэкономические процессы, некоторые бизнесмены вполне могут за­ткнуть за пояс популярных экспертов по части разнообразных прогнозов и комментариев. При толике свободного времени и желании стать «лидером мнений» нетрудно: достаточно помелькать на нескольких шоу, дать пару-тройку интервью, пошуметь в соцсетях. Но система функционирует по-старому, лишь оратор взят на заметку, а со временем при подходящем случае – еще за что-нибудь. На законодательство и правоприменительную практику аудио- и видеосигналы не действуют, а подать тактильные никто не отважится. Потому как свой бизнес, рубашка и прочие атрибуты ниж­них этажей пирамиды Маслоу ближе к телу. Конечно, за иные аудиосигналы тоже можно ог­рести, но шалости, подпадающие под статьи главы 25 УК, это не усугубляет.

ЛЕЗТЬ в политику бизнесу не хочется – он слишком уязвим и зависим от государства. К тому же в каждом офисном шкафу таятся свои скелеты, которые в любой момент могут вытряхнуть контролеры. Поэтому предприниматели предпочитают договариваться с нынешней властью. А та сотрудничает только с лояльными представителями делового сообщества и игнорирует тех, кто пытается бескомпромиссно отстаивать свои интересы. Да и лоялисты тщательно дистанцируются от смутьянов. Ведь демонстрация солидарности может разрушить шат­кую конструкцию диалога.

Обещания оппозиционеров создать райские условия после своего прихода к власти не воспринимаются основной мас­сой предпринимателей и менее всего – самыми крупными. Ведь условия-то обещаются равными. А каждый бизнесмен носит в барсетке жезл монополиста. Стало быть, если обещания сбудутся, то прощай экс­клюзивные преференции. В при­дачу нет никаких гарантий, что новая власть (если таковая вдруг появится) не займется переделом собственности и рынков, раздачей ресурсов и привилегий новым фаворитам. Пред­приниматели – публика рациональная. Для них синица выживания в руках куда симпатичнее, чем журавль либеральных обещаний в туманном будущем.

Столь же равнодушно пред­принимательские массы взирают на суету бизнес-союзов. Их возможности и достижения кажутся слишком скромными, но немногие задумываются, какими бы они стали при более массовом и активном участии предпринимателей.

Посадки отдельных крупных (по белорусским меркам) биз­несменов не меняют такую позицию не только основной массы бизнеса, но и самих посаженных. Им выгоднее потерпеть, возместить ущерб со­гласно прейскуранту и продолжить свое дело. Неприятности забудутся, шрамы на кошельке зарастут, а связи восстановятся.

Людям свойственно забывать, верить и надеяться. А потому всякий раз, когда свыше обещают очередную дозу по­слаблений, бизнес-сообщество радостно возбуждается, пред­вкушая долгожданные реформы. При этом редко вспоминается, что нынешние обещания звучат далеко не впервые и порой даже частично выполнялись, но оказались недостаточными, чтобы ком­пенсировать прочие проблемы.

Поэтому деловое сообщество с вниманием и сочувствием принимает весть о посадке очередного коллеги. Неважно, был ли он ранее приближенным к властной кормушке, пламенно ее обличал или толерантно помалкивал, вступал ли в неуставные отношения с чиновниками, честно платил налоги или безудержно их оптимизировал.

КОГДА правоохранительные органы оглашают очередные реляции о выявленных схемах откатов, уклонения от уплаты налогов и т.п., мы охотно верим, что это возможно. Не из-за того, что безоговорочно доверяем этим органам. Просто каждый бизнесмен знает, как сложно безукоризненно выполнить все требования законодательства и остаться при этом с прибылью. А потому мы дружно сочувствуем попавшимся при попытке перелезть через барьеры законов и морально их поддерживаем. Не вставая с дивана...

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by