$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Тайна союзного значения

24.11.2009

Несмотря на то что подписание главами государств России, Беларуси и Казахстана основного пакета документов Таможенного союза может состояться уже в ближайшее время, текст проекта единого таможенного тарифа так и не стал доступным широкой общественности.

Пока об уровне ввозных таможенных пошлин, планируемом после Нового года, можно судить лишь по немногословным высказываниям чиновников и отдельным статьям в СМИ. Между тем речь идет о 11,2 тысячах товарных позиций. При этом ставки ввозных пошлин по 9,3 тысячам позиций будут соответствовать нынешним российским, по 8,3 тысячам — белорусским и по 5 тысячам позиций — действующим в Казахстане. По-видимому, наименьшие уступки при формировании единого таможенного тарифа делают россияне. Им же достанутся основные выгоды таможенной интеграции. Беларуси предстоит изменить ставки ввозных пошлин почти по 2,9 тысячам товарных позиций, однако каких именно, точных данных нет. Соответственно нельзя сказать, как изменится общая макроэкономическая ситуация и в каком направлении корректировать стратегию своего бизнеса отдельным субъектам хозяйствования. Ведь даже незначительное изменение пошлин может поставить под вопрос конкурентоспособность отечественных товаров по отношению к импортным. Остается ждать новогоднего подарка от разработчиков единого тарифа или ориентироваться на скупые утечки информации в прессе.

Так по данным российских «Ведомостей» проект единого тарифа предусматривает увеличение ввозных таможенных пошли на ряд продуктов питания. К примеру, на мясо крупного рогатого скота, свежее и охлажденное, поставляемое вне квот, планируется ставка пошлины в размере 50%, но не менее 1 EUR за кг. Сейчас в Беларуси по этой товарной позиции применяется ставка 15%, но не менее 0,2 EUR/кг. В Росси — 30%, но не менее 0,3 EUR/кг. На баранину и козлятину ставки должны увеличиться до 25%, но не менее 0,25 EUR/кг. Сейчас у нас и в России они составляют 15%, но не менее 0,15 EUR/кг.

С 20 до 25%, но менее 0,4 EUR/кг могут увеличиться пошлины на колбасы, с 15 до 30%, не менее 0,4 EUR/кг — на дрожжи. С 0,07 до 0,12 EUR/кг — на рис.

А вот доступ на наш рынок некоторых товаров непродовольственной группы может быть облегчен. По пылесосам, миксерам, соковыжималкам проект единого тарифа предусматривает снижение ставок с 15 до 5%, грилям, тостерам, фенам и утюгам — с 15 до 10%. С 10 до 5% предложено уменьшить ставку по DVD-проигрывателям. А по посудомоечным машинам и кондиционерам пошлины могут и вовсе обнулить. Сейчас по бытовым машинам это 15%, прочим — 10%, для медицинской промышленности — 0%. Для бытовых кондиционеров — 15%, промышленных — 0%. Это обрадует белорусских потребителей, но не улучшит положение отечественных производителей бытовой техники.

Обострение конкуренции грозит отечественному легпрому. Пошлины на пальто и куртки предложено изменить с 20%, но не менее 0,2 EUR/кг, до 10%, но не менее 5 EUR/кг. Впрочем, минимальное значение пошлины в евро за кг уменьшает «нагрузку» лишь на относительно дорогую одежду, в то время как защита рынка от дешевого ширпотреба усилится. С 20 до 10% могут быть уменьшены ставки пошлин на костюмы, платья, брюки, а минимальный размер пошлины — увеличен с 2,5 до 4 EUR/кг. По детской одежде нагрузка на импорт в процентном выражении сократится с 20 до 10% от таможенной стоимости, при этом минимальное значение пошлины возрастет с 1,5 до 2 EUR/кг.

В российской прессе снижение пошлин на бытовую технику рассматривают как инструмент поддержания потребительского спроса, который в 2009 г. году по данной группе товаров сократился почти на 20%. А вот рост пошлин на импортную говядину должен сделать более конкурентоспособными российских фермеров и заодно выровнять перекос на внутреннем рынке, где говядина в 1,5-2 раза дешевле свинины. А вот белорусским мясопереработчикам, работающим с дешевым импортным сырьем новые пошлины вряд ли пойдут на пользу.

Впрочем, это не единственная проблема. Ведь для иных белорусских предприятий важное значение имеет возможность оперативно добиться изменения ставок таможенных пошлин на импорт или экспорт отдельных товаров. В последние 8 лет было принято 27 указов Президента и постановлений Совмина (не считая изменений и продлений этих актов), которыми вводились временные ставки таких пошлин. С введением союзного Таможенного кодекса эта практика может исчезнуть.

К тому же действие некоторых белорусских временных пошлин выходит за рамки 1 января. Так, Указом от 15.11.2009 № 542 на ряд продовольственных товаров и сырье пошлины повышены на 9 месяцев — до 15.08.2010 г. Сохраниться ли эта льгота в Таможенном союзе, и как к ней отнесутся наши союзники? К примеру, Указом № 542 на картофель установлена заградительная пошлина в размере 180% от таможенной стоимости, при том, что в России она 5%. Ставки для крахмала у нас сейчас — 100%, но не менее 0,3 EUR/кг, в РФ — лишь 20%, но не менее 0,06 EUR/кг. На уровне 180% определены ставки по белокочанной капусте, моркови, свекле, репчатом луке, 40% — кондитерским изделиям, 30% — макаронам. Но в рамках единого таможенного пространства эти товары можно будет без проблем и лишних пошлин ввезти в Беларусь с востока. А повышать пошлины в интересах белорусских пищевиков и аграриев наши партнеры по союзу вряд ли согласятся.

Наконец, до сих пор неясно, как предстоит распределять таможенные платежи по импорту на территорию Таможенного союза между бюджетами стран-участниц. Если дележ будет происходить согласно предварительно зафиксированной пропорции, независимо от стран ввоза, то более 90% собираемых таможенных платежей уйдет в бюджет России. А иной способ пока не придуман.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях