Тахограмма на своих дорогах не нужна
Белорусский перевозчик выполнял международную автомобильную перевозку Беларусь – Россия и обратно. После выгрузки груза в месте разгрузки в Минске перевозчику было поручено произвести загрузку груза для доставки в Брест. При выполнении этой внутриреспубликанской перевозки водитель был остановлен сотрудниками транспортной инспекции. Проверив документы, они потребовали предъявить тахограммы, ссылаясь на то, что в путевом листе указан маршрут международной перевозки, которая, по мнению инспектора, не закончилась.
Правомерны ли в данном случае требования сотрудников транспортной инспекции?
При выполнении внутренней автомобильной перевозки сотрудники транспортной инспекции не вправе производить проверку записи тахограмм.
В соответствии со ст. 18 Закона от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» при выполнении транспортными средствами международных автомобильных перевозок в обязательном порядке устанавливаются тахографы. Они применяются в отношении транспортных средств международной перевозки грузов с разрешенной массой свыше 3,5 т.
Общий порядок использования тахографов, установленных на транспортных средствах, при выполнении автомобильных перевозок регулируется Инструкцией о порядке использования тахографов на транспортных средствах, утв. постановлением Минтранса от 21.02.2008 № 8.
Подтверждением выполненной международной автомобильной перевозки может служить проставление отметок грузополучателем в графе 24 СМR-накладной о принятии груза, а также наличие у перевозчика товаросопроводительных документов (товарно-транспортной накладной, счета-фактуры).
Транспортная инспекция Беларуси наделена правом проверки транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, на основании ЕСТР, подп. 9.1 п. 19 и п. 13 Правил дорожного движения Республики Беларусь, подп. 30.1 п. 30 Положения о порядке осуществления автомобильного контроля таможенными органами и Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций, утв. постановлением Совмина от 27.01.2014 № 71 (далее – Положение № 71).
Осуществление контроля режима труда и отдыха фиксируется путем внесения соответствующей записи (отметки) в регистрационных листках, распечатке с цифрового тахогрофа (п. 34 Положения № 71).
Отметим, что в постановлении Минфина от 26.11.2010 № 138 «Об утверждении порядка оформления транспортных документов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» не определена необходимость оформления нового путевого листа при смене вида перевозки с международной на внутреннюю. Порядок работы водителя и автомобиля на линии определяется нанимателем, а не контролирующим лицом. Если наниматель устанавливает задание водителю на линии (без возвращения с рейса) на длительный срок, то для оформления этой работы используется один путевой лист.
Следовательно, вид перевозки не может определяться по путевому листу. Этот документ предназначен только для накопления и систематизации информации о показателях работы автомобиля и водителей, для осуществления расчетов за перевозки и формирования статистической отчетности.